Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №156
Приложение № 3 к ООП ООО
Приказ № 110 от 30.08.2021
Рабочая программа
курса коррекционных занятий для обучающихся с ЗПР
«Коррекция устной и письменной речи»
уровень: основное общее образование
Рабочая программа курса коррекционных занятий «Коррекция устной и письменной речи» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МАОУ - СОШ №156;
- Примерной программы по предмету «Русский язык»;
- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утвержденной Правительством РФ от 09.04.2016 года
№637-р)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
- Рабочей программы воспитания для уровня основного общего образования МАОУ - СОШ №156
1. Планируемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся, имеющими проблемы в развитии устной и письменной речи будут восполнены
пробелы:
- в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- в формировании связной речи;
- будут устранены специфические ошибки письма и чтения;
- сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Предметные результаты
Предметными результатами прохождения данной программы является восполнение пробелов в развитии устной и письменной речи.
Обучающиеся должны знать: признаки гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв; состав и названия частей
слова; морфологические признаки частей речи; правописание Ь, Ъ в различных частях речи; синтаксические единицы, знаки препинания при
них; структуру текста.
Обучающиеся должны уметь: проводить все виды анализа слов (фонетический, морфологический и др.); доказывать написание звуков
буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство по твердости – мягкости, ударности – безударности, подбирая проверочные слова,
проверяя сомнительную букву; различать морфологические и грамматические признаки частей речи; дифференцировать основные
синтаксические единицы, правильно употреблять знаки препинания; проводить анализ текста, составлять план; устранять ошибки в
деформированных текстах, предложениях, словах.
Поскольку дети с ЗПР быстро утомляются, то важно иметь чѐткую структуру каждого занятия. Структура занятий позволит детям
держаться в рамках занятия, способствуя преодолению характерных трудностей концентрации внимания, произвольной организации
деятельности. Следование структуре из занятия в занятие лучше организует детей. А так же важна частая смена видов деятельности.
Способы определения результативности: - тестирование в начале и конце учебного года1
2.Содержание программы
Программа составлена для обучающихся 5 – 9 классов с ОВЗ. Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная,
грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из
них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала
блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами. Весь материал, представленный
в программе, рассчитан на пять лет обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной
программы школы.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Гласные звуки
Речь. Предложение. Слово.
Звуки и буквы. Гласные и согласные.
Ударение. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения.
Безударные гласные и их проверка в корне слова.
Гласные после шипящих и Ц
Согласные звуки
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова)
Твѐрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твѐрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твѐрдого знаков. Непроизносимые согласные.
Двойные согласные
Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова.
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, -оват-, -еват-).
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
Словоизменение. Имя существительное
Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по падежам.
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Имя прилагательное
Род имѐн прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Согласование прилагательных с существительными в числе.
Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
Глагол
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Обращение.
Прямая и косвенная речь.
6 класс
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки Речь. Предложение.
Слово. Звуки и буквы.
Гласные и согласные.
Ударение. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения.
Безударные гласные и их проверка в корне слова.
Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, -ращ-.
Чередование гласных О-А в корнях - кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
Правописание гласных в приставках – пре-, -при-.
Звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова)
Непроизносимые согласные.
Правописание согласных в приставках.
Твёрдые и мягкие согласные
Твѐрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных.
Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.
Разделительный мягкий знак.
Развитие слогового анализа и синтеза
Правописание сложных слов.
Словообразование
Сложные слова. Сложносокращѐнные слова.
Словоизменение
Имя существительное
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное
Степени сравнения имени прилагательных.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Согласование прилагательных с существительными в числе.
Имя числительное
Согласование порядковых числительных с существительными.
Местоимение
Согласование местоимений с существительными.
Глагол
Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.
Развитие анализа структуры предложения
Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения.
Восстановление текста, в котором неправильно расставлены точки.
Составление текста из предложений, данных в разбивку.
Деформированное предложение. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.
Деформированное предложение. Грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.
Деформированное предложение. Грамматическое оформление предложений с нарушением порядка слов.
Составление текста из деформированных предложений.
7 класс
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание гласных в полных и кратких страдательных причастиях.
Наречие. Конечные гласные наречий.
Согласные звуки
Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
Развитие анализа структуры предложения
Причастие как особая форма глагола.
Причастный оборот.
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот.
Анализ предложений с деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
Анализ предложений с непроизводными предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с, через).
Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчѐт, в продолжение, в течение, в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги. Конструирование предложений со словами,
данными в начальной форме, включая предлоги. Распространение предложений.
Построение сложносочинѐнных предложений с союзами (и, а, но).
Построение сложноподчинѐнных предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.
Развитие анализа структуры текста
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов.
Подробное изложение с творческими дополнениями.
Сжатое изложение. Выборочное изложение.
8класс
Работа над предложением
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений (нераспространѐнных, распространѐнных, с однородными членами).
Конструирование предложений с однородными членами.
Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.
Работа над текстом
Пересказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ по сюжетной картинке.
Что такое план.
Виды планов.
Пересказ по плану.
Изложение текста по вопросам и опорным словам.
Изложение текста по коллективно составленному плану.
Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Текст – повествование. Составление рассказа.
Текст – описание. Составление рассказа.
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
Замена в тексте лица рассказчика.
9класс
Работа над предложением
Уточнение представлений о предложении.
Типы предложений по цели высказывания.
Главные и второстепенные члены предложений.
Нахождение слов, связанных с подлежащим.
Нахождение слов, связанных со сказуемым.
Конструирование простых предложений (нераспространѐнных, распространѐнных, с однородными членами).
Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.
Конструирование бессоюзных сложных предложений.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
Связь слов в предложении, выраженная управлением.
Конструирование предложений.
Связь слов в предложении, выраженная примыканием.
Конструирование предложений.
Работа над текстом
Тема текста, основная мысль, опорные слова.
Типы текстов.
Структура текста. Понятие о микротеме.
План. Виды плана.
Составление планов разных видов.
Составление плана по данному тексту.
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.
Редактирование изложения.
Типы текста. Сравнительное описание.
Сочинение – сравнительное описание.
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
Типы текста. Повествование.
Типы текста. Рассуждение.
Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков. Редактирование сочинения.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
5 класс
Тема занятия
№
1 Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
3 Речь. Предложение. Слово.
4 Звуки и буквы. Гласные и согласные.
5 Уточнение артикуляции и звучания гласных 1-го ряда: А, О, У, Э, Ы, И и гласных второго ряда: Я, Е, Е, Ю; их
дифференциация
6 Ударение. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения. Безударные гласные и их проверка в
корне слова.
7 Гласные после шипящих и Ц.
Согласные звук
8 Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях ( на конце и в середине слова)
Количество часов
1
1
2
2
4
4
2
2
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Твѐрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами: гласными второго ряда и мягким
знаком.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный твѐрдый знак. Дифференциация разделительного мягкого и твѐрдого знаков.
Непроизносимые согласные.
Двойные согласные.
Морфемика и словообразование
Основа слова и окончание.
Корень слова. Однокоренные слова
Приставка. Роль приставки в изменении значения слова. Слова с приставками, противоположными и близкими по
значению.
Суффикс. Образование качественных прилагательных с помощью различных суффиксов (-н-, -ив-, -лив-,-чик-, оват-, -еват-).
Образование относительных прилагательных (-ов-,-ев-, -н-, -ян-, -ск-, -енн-).
Образование притяжательных прилагательных (-инн-, …).
Словоизменение
Имя существительное
Изменение существительных по числам.
Изменение существительных по падежам.
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (В.п., Р.п., Т.п.)
Изменение существительных по падежам, в том числе существительных на –ии, -ие, -ия (Д.п., П.п.)
Имя прилагательное
Род имѐн прилагательных.
Изменение прилагательных по числам.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Согласование прилагательных с существительными в числе
Изменение по падежам прилагательных с основой на шипящие –ц, -ий, -ья, -ье, -ов, -ин.
Глагол
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по родам в прошедшем времени.
Согласование глаголов с существительными в числе.
Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным
Развитие анализа структуры предложения
Предложение. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
2
2
1
2
2
1
2
2
2
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
2
35 Обращение.
36 Прямая и косвенная речь.
37 Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего:
2
2
2
68
6 класс
№
1 Обследование речи.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема занятия
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
Речь. Предложение. Слово. Звуки и буквы. Гласные и согласные.
Ударение. Форморазличительная и смыслоразличительная роль ударения. Безударные гласные и их проверка в
корне слова.
Чередование гласных О-А в корнях -лож-, -лаг-;-рос-, -раст-, - ращ-.
Чередование гласных О-А в корнях - кос-, -кас-; -гор-, -гар-.
Правописание гласных в приставках – пре-, при-.
Звонкие и глухие согласные
Парные звонкие и глухие согласные в слабых позициях (на конце и в середине слова)
Непроизносимые согласные.
Правописание согласных в приставках.
Твёрдые и мягкие согласные
Твѐрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных.
Употребление мягкого знака для обозначения грамматических форм.
Разделительный мягкий знак.
Развитие слогового анализа и синтеза
Правописание сложных слов
Словообразование
Сложные слова. Сложносокращѐнные слова.
Словоизменение
Имя существительное
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное
Степени сравнения имени прилагательных.
Согласование прилагательных с существительными в роде.
Количество часов
1
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
18 Согласование прилагательных с существительными в числе.
Имя числительное
19 Согласование порядковых числительных с существительными.
Местоимение
20 Согласование местоимений с существительными.
Глагол
2
21 Изменение глагола по лицам и числам. Спряжение глаголов. Окончания глаголов
22 Согласование глаголов с существительными в числе
23 Согласование глаголов прошедшего времени с именем существительным.
Развитие анализа структуры предложения
24 Работа со сплошным текстом. Членение сплошного текста на предложения.
Восстановление текста, в котором неправильно расставлены точки.
25
26 Составление текста из предложений, данных в разбивку.
27 Деформированное предложение. Грамматическое оформление предложений с пропущенными словами.
28 Деформированное предложение. Грамматическое оформление предложений с повторяющимися словами.
29 Деформированное предложение. Грамматическое оформление предложений с нарушением порядка слов.
30 Составление текста из деформированных предложений.
31 Проверка результативности коррекционной работы.
Всего:
4
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
68
7 класс
№
Тема занятия
1 Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Развитие фонематического анализа и синтеза
Гласные звуки
3 Чередование гласных в корнях –бир-, -бер-.
4 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
5 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
6 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
7 Наречие. Конечные гласные наречий.
Согласные звуки
Количество часов
2
2
2
2
2
2
2
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Правописание согласной буквы Н в суффиксах причастий.
Одна и две буквы Н в наречиях на – о, -е.
Развитие анализа структуры предложений
Причастие как особая форма глагола.
Причастный оборот.
Анализ предложений с причастным оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Деепричастный оборот.
Анализ предложений с деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.
Анализ предложений с наречиями.
Анализ предложений с непроизводными предлогами ( без, до, для, из, к, над, о(об), от, по, под, пред, при, про, у, с,
через).
Анализ предложений со сложными предлогами (из-за, из-под, по-за, по-над).
Анализ предложений с производными предлогами (ввиду, вместо, вроде, вследствие, сверх, насчѐт, в продолжение,
в течение, в виде).
Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.
Конструирование предложений со словами, данными в начальной форме, включая предлоги.
Распространение предложений.
Построение сложносочинѐнных предложений с союзами (и, а, но).
Построение сложноподчинѐнных предложений с союзами (чтобы, потому что, и т. д.). Их перестроение.
Развитие анализа структуры текста
Текст. Дифференциация понятий «текст», «предложение».
Составление текста из деформированных предложений.
Тема текста и его основная мысль. Заглавие текста.
План. Пересказ текста по составленному плану.
Подробное изложение повествовательных текстов.
Подробное изложение с творческими дополнениями.
Сжатое изложение. Выборочное изложение.
Проверка результативности коррекционной работы
Работа над ошибками.
Всего:
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
68
8 класс
№
Тема занятия
1 Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Работа над предложением
3 Уточнение представлений о предложении.
4 Типы предложений по цели высказывания.
5 Главные и второстепенные члены предложений.
6 Нахождение слов, связанных с подлежащим.
7 Нахождение слов, связанных со сказуемым.
8 Конструирование простых предложений (нераспространѐнных, распространѐнных, с однородными членами).
9 Конструирование предложений с однородными членами.
10 Конструирование предложений с обращениями и вводными словами.
11 Способы передачи чужой речи.
12 Прямая и косвенная речь
13 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
14 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
15 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
16 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
17 Связь слов в предложении, выраженная управлением.
18 Конструирование предложений.
19 Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.
Работа над текстом
20 Пересказ по серии сюжетных картинок.
21 Пересказ по сюжетной картинке.
22 Что такое план.
23 Виды планов.
24 Пересказ по плану.
25 Изложение текста по вопросам и опорным словам.
26 Изложение текста по коллективно составленному плану.
27 Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
28 Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
29 Текст – повествование. Составление рассказа
30 Текст – описание. Составление рассказа.
Количество часов
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
4
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
31
32
33
34
35
Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа.
Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа.
Замена в тексте лица рассказчика.
Проверка результативности коррекционной работы.
Работа над ошибками.
Всего:
2
2
2
1
1
68
9 класс
№
Тема занятия
1 Письменная работа, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
2 Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
Работа над предложением
3 Уточнение представлений о предложении.
4 Типы предложений по цели высказывания
5 Главные и второстепенные члены предложений
6 Нахождение слов, связанных с подлежащим.
7 Нахождение слов, связанных со сказуемым.
8 Конструирование простых предложений (нераспространѐнных, распространѐнных, с однородными членами).
9 Конструирование сложных предложений с сочинительными союзами.
10 Конструирование сложных предложений с подчинительными союзами.
11 Конструирование бессоюзных сложных предложений.
12 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
13 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже.
14 Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице.
15 Связь слов в предложении, выраженная управлением. Конструирование предложений.
16 Связь слов в предложении, выраженная примыканием. Конструирование предложений.
Работа над текстом
17 Повторение изученного. Тема текста, основная мысль, опорные слова.
18 Типы текстов.
19 Структура текста. Понятие о микротеме.
20 План. Виды плана.
21 Составление планов разных видов.
22 Составление плана по данному тексту.
Количество часов
1
2
2
2
2
2
2
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Изложение с языковым разбором текста по коллективно составленному плану.
Редактирование изложения.
Типы текста. Сравнительное описание.
Сочинение – сравнительное описание.
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
Типы текста. Повествование.
Типы текста. Рассуждение.
Сочинение – повествование с элементами рассуждения по циклу сюжетных рисунков.
Редактирование сочинения.
Всего:
2
2
2
2
2
2
2
2
2
66