Рабочая программа. Родная литература(русская)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156

Приложение № 4 к ООП СОО
Приказ № 110 от 30.08.2021

Рабочая программа
по учебному предмету «Родная литература» (русская)
уровень: среднее общее образование

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ - СОШ №156.
- Примерной программы по учебному предмету «Литература».
- Рабочей программы воспитания для уровня среднего общего образования МАОУ - СОШ №156.
Класс
11 класс
Количество часов за уровень

Количество часов в неделю
1

Количество часов в год
33
33

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Информация об изменениях: Подпункт 6 изменен с 7 августа 2017 г. - Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. N 613
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образован должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
8.1. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в
письменной и устной речи;

2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра: способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и
организующей помощи тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей
помощи тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств
для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагогапсихолога и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении
какого-либо вопроса; способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках,
критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по предметам "Родная литература ( русская)":
-воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле
своего народа;
-приобщение к литературному наследию своего народа;
-формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
-обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
-получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых
Предметные результаты "Родная литература" должны отражать:
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, много
аспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять

его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера,
участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не
только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–демонстрировать знание произведений родной литературы (русской), приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
–понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной литературы (русской) для своего дальнейшего развития;
осознавать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
–осознавать \родную литературу (русскую) как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
–обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативно-эстетических возможностей родного языка (русского) на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа;
–навыкам понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.
–в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
-обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
-использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
-давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в
ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
-определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении, включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
-анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом)
-анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
–осуществлять следующую продуктивную деятельность:
-давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);

-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
–давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
–анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
–анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
–анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

2.Содержание учебного предмета
Личность
В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик»,
«Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербаков «Вам и не снилось».
М.Гелприн «Свеча горела»
Ю.П. Казаков «Во сне ты горько плакал».
Л.Петрушевской «Гигиена»
А.Костюнин «Рукавичка»

Личность и семья
Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы».
Б.Васильева «Завтра была война»
А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
Т.Толстая «Старший сын»
В.Распутин «Женский разговор»
Б.Екимов «И в дождь, и в стужу…», «Говори, мама, говори»
Л.Щербакова «Дом с витражом»

Личность - общество – государство
А.А. Фадеев Роман «Молодая гвардия»
Э. Веркин «Облачный полк»
В. С. Маканин «Кавказский пленный»
З. Прилепина «Санька»
Л.Улицкая «Дезертир»

Личность - природа – цивилизация
Н.А. Заболоцкий: Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение»,
«Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…».

В.Солоухин «Кувшинка»
П.Столповский «Заповедный путник», «Замор»
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя
родина!», «Русский огонек», «Стихи».
С. Петрушевская «Новые робинзоны»

Личность - история - современность
П.Романов «У парома»
В.Солоухин «Черные доски»
Ю.О. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки».
Г.Яхина «Родословная»

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
11 класс
* Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом.

№
1

2
3
4
5
6

Раздел
Личность(6ч)

Тема урока
В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие
гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...»,
«Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество»,
«Родной язык». «Юному поэту», «Я»
Становление личности: детство, отрочество, первая любовь
в повести Г.Н. Щербакова «Вам и не снилось».
Судьба человека, становление личности. Рассказ
М.Гелприна «Свеча горела»
Личность и мир, личность и Высшие Начала в рассказе
Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал».
Проблема утраты духовных ценностей в рассказе
Л.Петрушевской «Гигиена»
Тема жестокости, предательства и прощения в рассказе
А.Костюнина «Рукавичка»

Виды и формы деятельности*
Лекция с элементами беседы

Беседа

7

Личность и
семья ( 9ч.)

8-9
10
11
12
13
14
15
16

Личность –
общество –
государство (6ч)

17
18
19-20
21
22

Личностьприродацивилизация(5ч)

Место человека в семье и обществе, семейные и
родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятские
шлемоносцы».
Проблема сыновнего предательства в романе Б.Васильева
«Завтра была война»
Мужчина, женщина, ребѐнок в семье, любовь и доверие в
жизни человека в пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в
жизни человека в рассказе Т.Толстой «Старший сын».
Разговор двух поколений о вечных ценностях в рассказе
В.Распутина «Женский разговор»
Тема материнской любви в рассказе Б.Екимова «И в дождь,
и в стужу…»
Проблема отсутствия внимания к старшему поколению в
рассказе Б.Екимова «Говори, мама, говори»
Проблема духовного обнищания и семейных ценностей в
рассказе Л.Щербаковой «Дом с витражом»
А.А. Фадеев. Роман «Молодая гвардия»: влияние
социальной среды на личность человека
Гражданственность и патриотизм как национальные
ценности в повести Э. Веркина «Облачный полк».
В. С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и
государственная система.
Законы морали и государственные законы, жизнь и
идеология в романе З. Прилепина «Санька»
Истинный и ложный патриотизм в рассказе Л.Улицкой
«Дезертир»
Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики
(Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти
размышляя…»,«Где-то в поле, возле Магадана…»,
«Движение», «Ивановы», «Лицо коня»,«Метаморфозы».
«Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу

Беседа

Беседа

Беседа

Беседа

Лекция с элементами беседы

23
24
25

26

27

28
29

30
31
32
33

Личность –
история –
современность (7ч)

гармонии в природе…»)
Установление неразрывной связи между человеком и
природой. В.Солоухин «Кувшинка»
Проблема взаимоотношений природы и человека в рассказах
П.Столповского «Заповедный путник» и «Замор»
Человека и природа; проблема освоения и покорения
природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения: «В
горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя
песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя
родина!», «Русский огонек», «Стихи»)
Комфорт и духовность; современная цивилизация, еѐ
проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые
робинзоны»
Роль личности в истории, свобода человека в условиях
абсолютной несвободы в рассказе П.Романова «У парома»
Проблема исторической памяти в книге В.Солоухина
«Черные доски»
Роль личности в истории, свобода человека в условиях
абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского
«Факультет ненужных вещей»
Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в
культуре: В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки».
Проблема родовой памяти в рассказе Г. Яхиной
«Родословная»
Контрольное тестирование
Повторение изученного в курсе «Родная литература» в 11
классе

Лекция с элементами беседы

Беседа

Беседа
Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».