Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 4 к ООП СОО
Приказ № 110 от 30.08.2021
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература» (базовый уровень)
уровень: среднее общее образование
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ - СОШ №156.
- Примерной программы по учебному предмету «Литература».
- Рабочей программы воспитания для уровня среднего общего образования МАОУ- СОШ №156.
Класс
10 класс
11 класс
Количество часов за уровень
Количество часов в неделю
2
2
Количество часов в год
68
66
134
1. Планируемые результаты
1.1 Планируемые личностные результаты
1.1.1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
1.1.2. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к
историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской
идентичности и главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
1.1.3. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
1.1.4. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного
сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
1.1.5. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
1.1.6. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
1.1.7. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение
к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
1.1.8. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение
детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
I.2. Планируемые метапредметные результаты
1.2.1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
1.2.2. . Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
1.2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов,
затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и
его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения,
показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства
раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и
коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой
наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и
взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической
развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте,
от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации
литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея,
специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется
исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших
«вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2. Содержание учебного предмета
Список рекомендуемых произведений и авторов к примерной программе по литературе для 10–11-х классов
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка
равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном
преподавании русской литературы.
Список В представляет собой перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в
школьном курсе литературы. Список содержит примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого
автора выбирается составителем программы.
Список С представляет собой перечень тем и литературных явлений, выделенных по определенному принципу (теоретико- или
историко-литературному). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление,
выбирает составитель программы. Данный список определяет содержание модулей, которые строятся вокруг важных смысловых точек
литературного процесса. Те авторы, произведения которых попали также в Список В, здесь снабжены дополнительным списком
рекомендуемых к изучению произведений, не повторяющим произведения из списка В.
Для удобства работы со списком С материал в нем разделен на 7 блоков:
Поэзия середины и второй половины XIX века
Реализм XIX–ХХ века
Модернизм конца XIX – ХХ века
Литература советского времени
Современный литературный процесс
Мировая литература XIX–ХХ века
Родная (региональная) литература
Такое деление, не совпадающее в полной мере с традиционным делением на историко-литературные периоды, предложено для того,
чтобы в рамках изучения каждого из блоков можно было создавать условия для формирования историзма восприятия литературного
процесса, проводя сопоставительное рассмотрение произведений, созданных в разные периоды, но объединенных близостью творческого
метода (например, «реализм»), литературного направления (например, «модернизм»), культурно-исторической эпохи (например, «советское
время») и т.п.
Обязательное содержание (10-11 классы)
А
В
С
Русская литература
Содержание
стандарта
Класс, в
котором
изучается
Содержание стандарта Выбранные авторы и
произведения
Ф.И. Тютчев
Стихотворения:
«К.
Б.» («Я встретил вас –
и все былое...»), «Нам
не
дано
предугадать…», «Не
то, что мните вы,
природа…», «О, как
убийственно
мы
Класс,
в
которо
м
изучае
тся
Содержание стандарта Выбранные
авторы и
произведения
Поэзия середины и
второй
половины
XIX века
Ф.И. Тютчев
«День и ночь», «Есть
в
осени
первоначальной…»,
«Еще в полях белеет
Класс, в
котором
изучаетс
я
Н.А.
Некрасов 10 класс
Поэма «Кому на
Руси
жить
хорошо»
любим...»,
«Певучесть есть в
морских волнах…»,
«Умом Россию не
понять…»,
«Silentium!» и др.
А.А. Фет
Стихотворения: «Еще
майская ночь», «Как
беден наш язык! Хочу
и не могу…», «Сияла
ночь.
Луной
был
полон
сад.
Лежали…», «Учись у
них – у дуба, у
березы…», «Шепот,
робкое дыханье…»,
«Это утро, радость
эта…», «Я пришел к
тебе с приветом…»,
«Я тебе ничего не
скажу…» и др.
Н.А. Некрасов
Стихотворения:
«Блажен незлобивый
поэт…», «В дороге»,
«В полном разгаре
страда
деревенская…»,
«Вчерашний
день,
часу в шестом…»,
«Мы
с
тобой
бестолковые люди...»,
снег…»,
«Предопределение»,
«С поляны коршун
поднялся…»,
«Фонтан»,
«Эти
бедные селенья…» и
др.
А.А. Фет
Стихотворения: «На
стоге сена ночью
южной…»,
«Одним
толчком
согнать
ладью живую…».
А.К. Толстой
Стихотворения:
«Средь шумного бала,
случайно…», «Край
ты мой, родимый
край...», «Меня, во
мраке и в пыли…»,
«Двух станов не боец,
но
только
гость
случайный…» и др.
Н.А. Некрасов
«Внимая
ужасам
войны…», «Когда из
мрака
заблужденья…»,
«Накануне светлого
праздника»,
«Несжатая полоса»,
«Памяти
Добролюбова», «Я не
А.Н. Островский 10 класс
Пьеса «Гроза»
И.А. Гончаров
Роман «Обломов»
10 класс
10 класс
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и
дети»
Ф.М. Достоевский 10 класс
Роман
«Преступление и
наказание»
«О Муза! я у двери
гроба…», «Поэт и
Гражданин»,
«Пророк», «Родина»,
«Тройка»,
«Размышления
у
парадного подъезда»,
«Элегия»
(«Пускай
нам
говорит
изменчивая мода...»),
Поэма
«Русские
женщины»
А.Н. Островский
Пьеса
«Бесприданница»
И.А. Гончаров
Роман «Обыкновенная
история»
И.С. Тургенев
Роман
«Дворянское
гнездо»
Ф.М. Достоевский
Романы «Подросток»,
«Идиот»
М.Е.
СалтыковЩедрин
Романы
«История
одного
города»,
«Господа Головлевы»
Цикл «Сказки для
детей
изрядного
возраста»
люблю
твоей…»
иронии
Реализм XIX – XX
века
А.Н. Островский
«Доходное
место»,
«На всякого мудреца
довольно простоты»,
Снегурочка»,
«Женитьба
Бальзаминова»
Н.А. Добролюбов
Статья «Луч света в
темном царстве»
Д.И. Писарев
Статья
«Мотивы
русской драмы»
И.А. Гончаров
Повесть
«Фрегат
«Паллада»,
роман
«Обрыв»
И.С. Тургенев
Романы
«Рудин»,
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея
«Война и мир»
10 класс
10 класс
А.П. Чехов
Пьеса «Вишневый
сад»
Н.С. Лесков (ГОС2004 – 1 пр. по
выбору)
Повести и рассказы
«Человек на часах»,
«Тупейный
художник», «Левша»,
«Очарованный
странник»,
«Леди
Макбет
Мценского
уезда»
Л.Н. Толстой
Роман
«Анна
Каренина»,
цикл
«Севастопольские
рассказы»,
повесть
«Хаджи-Мурат»
А.П. Чехов
Рассказы:
«Смерть
чиновника», «Тоска»,
«Спать
хочется»,
«Студент», «Ионыч»,
«Человек в футляре»,
«Крыжовник»,
«О
любви»,
«Дама
с
собачкой»,
«Попрыгунья»
Пьесы «Чайка», «Три
сестры»
И.А. Бунин
Стихотворения:
«Аленушка», «Вечер»,
«Дурман», «И цветы,
«Накануне», повести
«Первая
любовь»,
«Гамлет Щигровского
уезда»,
«Вешние
воды», статья «Гамлет
и Дон Кихот»
Ф.М. Достоевский
Повести
«Неточка
Незванова»,
«Сон
смешного человека»,
«Записки
из
подполья»
А.В. СуховоКобылин «Свадьба
Кречинского»
В.М. Гаршин
Рассказы
«Красный
цветок»,
«Attalea
princeps»
Д.В. Григорович
Рассказ
«Гуттаперчевый
мальчик»
(оригинальный текст),
«Прохожий»
(святочный рассказ)
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»
Рассказ «Пятница»
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?»
Статьи «Детство и
отрочество.
М. Горький
Пьеса «На дне»
11 класс
и шмели, и трава, и
колосья…», «У зверя
есть гнездо, у птицы
есть нора…»
Рассказы:
«Антоновские
яблоки», «Господин
из Сан-Франциско»,
«Легкое
дыхание»,
«Темные
аллеи»,
«Чистый
понедельник»
М. Горький
Рассказы:
«Макар
Чудра»,
«Старуха
Изергиль», «Челкаш»
Сочинение графа Л.Н.
Толстого.
Военные
рассказы графа Л.Н.
Толстого», «Русский
человек на rendezvous. Размышления по
прочтении повести г.
Тургенева «Ася»
Л.Н. Толстой
Повести
«Смерть
Ивана
Ильича»,
«Крейцерова соната»,
пьеса «Живой труп»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка»,
«Любовь», «Скучная
история»,
пьеса «Дядя Ваня».
В.А. Гиляровский
Книга «Москва и
москвичи» //
Другие региональные
произведения
о
родном городе, крае
И.А. Бунин
Рассказы:
«Лапти»,
«Танька», «Деревня»,
«Суходол»,
«Захар
Воробьев»,
«Иоанн
Рыдалец», «Митина
любовь»
Статья
«Миссия
русской эмиграции»
А.А. Блок
Поэма
«Двенадцать»
11 класс
А.А. Блок
Стихотворения:
«В
ресторане», «Вхожу я
в темные храмы…»,
«Девушка
пела
в
церковном хоре…»,
А.И. Куприн
Рассказы и повести:
«Молох»,
«Олеся»,
«Поединок»,
«Гранатовый
браслет»,
«Гамбринус»,
«Суламифь».
М. Горький
Рассказ «Карамора»,
романы
«Мать»,
«Фома
Гордеев»,
«Дело Артамоновых»
Б.Н. Зайцев
Повести и рассказы
«Голубая
звезда»,
«Моя жизнь и Диана»,
«Волки».
И.С. Шмелев
Повесть «Человек из
ресторана»,
книга
«Лето Господне».
М.М. Зощенко*
А.И.Солженицын*
В.М. Шукшин*
В.Г. Распутин*
В.П. Астафьев*
Модернизм
конца
XIX – ХХ века
А.А. Блок
Стихотворения:
«Ветер
принес
издалека…», «Встану
«Когда Вы стоите на
моем пути…», «На
железной
дороге»,
цикл
«На
поле
Куликовом»,
«Незнакомка», «Ночь,
улица,
фонарь,
аптека…», «О, весна,
без конца и без
краю…»,
«О
доблестях, о подвигах,
о славе…»,
«Она
пришла с мороза…»;
«Предчувствую Тебя.
Года
проходят
мимо…»,
«Рожденные в года
глухие…», «Россия»,
«Русь моя, жизнь моя,
вместе
ль
нам
маяться…»,
«Пушкинскому
Дому», «Скифы»
я в утро туманное…»,
«Грешить бесстыдно,
непробудно…», «Мы
встречались с тобой
на закате…», «Пляски
осенние,
Осенняя
воля,
Поэты,
«Петроградское небо
мутилось дождем…»,
«Я
–
Гамлет.
Холодеет кровь», «Я
отрок,
зажигаю
свечи…»,
«Я
пригвожден
к
трактирной стойке…»
Поэма «Соловьиный
сад»
Л.Н. Андреев
Повести и рассказы:
«Большой
шлем»,
«Красный
смех»,
«Рассказ
о
семи
повешенных», «Иуда
Искариот»,
«Жизнь
Василия Фивейского».
Пьеса
«Жизнь
человека»
В.Я. Брюсов
Стихотворения:
«Ассаргадон»,
«Грядущие
гунны»,
«Есть что-то позорное
в мощи природы...»,
«Неколебимой
истине...»,
«Каменщик»,
«Творчество»,
«Родной
язык».
«Юному поэту», «Я»
К.Д. Бальмонт
Стихотворения:
«Безглагольность»,
«Будем как солнце,
Забудем о том...»
«Камыши», «Словахамелеоны»,
«Челн
томленья», «Я мечтою
ловил
уходящие
тени…»,
«Я
–
изысканность
русской
медлительной
речи...»
А.А. Ахматова*
О.Э. Мандельштам*
Н.С. Гумилев
Стихотворения:
«Андрей
Рублев»,
«Жираф»,
«Заблудившийся
трамвай», «Из логова
змиева», «Капитаны»,
«Мои
читатели»,
«Носорог», «Пьяный
дервиш»,
«Пятистопные ямбы»,
«Слово», «Слоненок»,
«У камина», «Шестое
чувство», «Я и вы»
В.В. Маяковский*
В.В. Хлебников
Стихотворения
«Бобэоби
пелись
губы…»,
«Заклятие
смехом»,
«Когда
умирают
кони
–
дышат…»,
«Кузнечик»,
«Мне
мало надо», «Мы
желаем
звездам
тыкать…»,
«О
достоевскиймо
бегущей
тучи…»,
«Сегодня снова я
пойду…», «Там, где
жили свиристели…»,
«Усадьба
ночью,
чингисхань…».
М.И. Цветаева*
С.А. Есенин*
В.В. Набоков*
И.Ф. Анненский,
К.Д. Бальмонт,
А.
Белый, В.Я. Брюсов,
М.А. Волошин,
Н.С. Гумилев,
Н.А. Клюев,
И.
Северянин,
Ф.К. Сологуб,
В.В.
А.А. Ахматова
Поэма «Реквием»
11 класс
А.А. Ахматова
Стихотворения:
«Вечером»,
«Все
расхищено, предано,
продано…», «Когда в
тоске
самоубийства…»,
«Мне ни к чему
одические
рати…»,
«Мужество», «Муза»
(«Когда я ночью жду
ее прихода…».) «Не с
теми я, кто бросил
землю…»,
«Песня
последней встречи»,
«Сероглазый король»,
«Сжала руки под
темной
вуалью…»,
«Смуглый
отрок
бродил по аллеям…».
С. А. Есенин.
Стихотворения: «Гой
ты,
Русь
моя
родная…»,
«Да!
Теперь решено. Без
возврата…»,
«До
свиданья, друг мой, до
свиданья!..»,
«Не
жалею, не зову, не
плачу…», «Песнь о
собаке», «Письмо к
Хлебников,
В.Ф. Ходасевич
Литература
советского времени
А.А. Ахматова
«Все мы бражники
здесь, блудницы…»,
«Перед
весной
бывают дни такие…»,
«Родная
земля»,
«Творчество»,
«Широк
и
желт
вечерний свет…», «Я
научилась
просто,
мудро жить…».
«Поэма без героя»
С.А. Есенин
«Клен
ты
мой
опавший…»,
«Не
бродить, не мять в
кустах багряных…»,
«Нивы сжаты, рощи
голы…», «Отговорила
роща
золотая…»,
«Мы теперь уходим
понемногу…», «Русь
советская»,
«Спит
ковыль.
Равнина
дорогая…»,
«Я
обманывать себя не
стану…». Роман в
стихах
«Анна
женщине», «Письмо
матери»,
«Собаке
Качалова», «Шаганэ
ты моя, Шаганэ…»,
«Я последний поэт
деревни…»
В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы
могли бы?», «Левый
марш»,
«Нате!»,
«Необычайное
приключение, бывшее
с
Владимиром
Маяковским летом на
даче»,
«Лиличка!»,
«Послушайте!»,
«Сергею
Есенину»,
«Письмо
Татьяне
Яковлевой», «Скрипка
и немножко нервно»,
«Товарищу
Нетте,
пароходу и человеку»,
«Хорошее отношение
к лошадям»
Поэма «Облако в
штанах»,
«Первое
вступление к поэме
«Во весь голос».
М.И. Цветаева
Стихотворения:
«Генералам
двенадцатого года»,
«Мне нравится, что
Снегина».
Поэмы:
«Сорокоуст»,
«Черный человек»
В.В. Маяковский
Стихотворения:
«Адище
города»,
«Вам!»,
«Домой!»,
«Ода
революции»,
«Прозаседавшиеся»,
«Разговор
с
фининспектором
о
поэзии», «Уже второй
должно
быть
ты
легла…»,
«Юбилейное»
Поэма: «Про это»
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Все
повторяю
первый
стих…», «Идешь, на
меня похожий», «Кто
создан из камня…»,
«Откуда
такая
нежность», «Попытка
ревности»,
«Пригвождена
к
позорному столбу»,
«Расстояние: версты,
мили…»
Очерк «Мой Пушкин»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «Айя-
вы
больны
не
мной…»,
«Моим
стихам, написанным
так
рано…»,
«О
сколько их упало в эту
бездну…», «О, слезы
на глазах…». «Стихи
к Блоку» («Имя твое –
птица в руке…»),
«Тоска по родине!
Давно…»
О.Э. Мандельштам
Стихотворения:
«Бессонница. Гомер.
Тугие
паруса…»,
«Мы
живем
под
собою
не
чуя
страны…»,
«Я
вернулся в мой город,
знакомый до слез…»,
«Я
не
слыхал
рассказов Оссиана…»,
«Notre Dame»
Б.Л. Пастернак
Стихотворения:
«Быть
знаменитым
некрасиво…»,
«Во
всем мне хочется
дойти…», «Гамлет»,
«Марбург», «Зимняя
ночь»,
«Февраль.
Достать чернил и
плакать!..»
София»,
«За
гремучую
доблесть
грядущих веков…»,
«Лишив меня морей,
разбега и разлета…»,
«Нет, никогда ничей я
не
был
современник…»,
«Сумерки свободы»,
«Я к губам подношу
эту зелень…»
Б. Л. Пастернак
Стихотворения:
«Август»,
«Давай
ронять
слова…»,
«Единственные дни»,
«Красавица моя, вся
стать…»,
«Июль»,
«Любимая – жуть!
Когда любит поэт…»,
«Любить
иных
–
тяжелый
крест…»,
«Никого не будет в
доме…», «О, знал бы
я, что так бывает…»,
«Определение
поэзии»,
«Поэзия»,
«Про эти стихи»,
«Сестра моя – жизнь и
сегодня в разливе…»,
«Снег
идет»,
«Столетье с лишним –
не вчера…»
А.И. Солженицын 11 класс
Рассказ
«Один
день
Ивана
Денисовича»
Е.И. Замятин
Роман «Мы»
М.А. Булгаков
Повесть
«Собачье
сердце»
Романы
«Белая
гвардия»,
«Мастер
и
Маргарита»
А.П. Платонов.
Рассказы и повести:
«В
прекрасном
и
яростном
мире»,
«Котлован»,
«Возвращение»
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий
Дон»
В.В. Набоков
Рассказы
«Облако,
озеро, башня», «Весна
в Фиальте»
А.И. Солженицын
Рассказ
«Матренин
двор»
Книга
«Архипелаг
ГУЛаг»
В.Т. Шаламов
Рассказы:
«На
представку»,
«Серафим», «Красный
крест»,
«Тифозный
карантин»,
«Последний
бой
Роман
«Доктор
Живаго»
М.А. Булгаков
Книга
рассказов
«Записки
юного
врача». Пьесы «Дни
Турбиных»,
«Бег»,
«Кабала
святош»
(«Мольер»), «Зойкина
квартира»
А.П. Платонов
Рассказы и повести:
«Река
Потудань»,
«Сокровенный
человек», «Мусорный
ветер»
М.А. Шолохов
Роман
«Поднятая
целина».
Книга
рассказов
«Донские рассказы»
В.В. Набоков
Романы «Машенька»,
«Защита Лужина»
М.М. Зощенко
Рассказы:
«Баня»,
«Жертва революции»,
«Нервные
люди»,
«Качество
продукции»,
«Аристократка»,
«Прелести культуры»,
«Тормоз
майора Пугачева»
И.А. Бродский
Стихотворения:
«Конец
прекрасной
эпохи», «На смерть
Жукова»,
«На
столетие
Анны
Ахматовой»,
«Ни
страны,
ни
погоста…»,
«Рождественский
романс», «Я входил
вместо дикого зверя в
клетку…»
В.М. Шукшин
Рассказы
«Срезал»,
«Забуксовал»,
«Чудик»
Вестингауза»,
«Диктофон»,
«Обезьяний язык»
И.Э. Бабель
Книга
рассказов
«Конармия»
А.А. Фадеев
Романы
«Разгром»,
«Молодая гвардия»
И. Ильф, Е. Петров
Романы «12 стульев»,
«Золотой теленок»
Н.Р. Эрдман
Пьеса «Самоубийца»
А.Н. Островский
Роман
«Как
закалялась сталь»
А.И. Солженицын
Повесть
«Раковый
корпус», статья «Жить
не по лжи»
В.Т. Шаламов
Рассказы: «Сгущенное
молоко», «Татарский
мулла
и
чистый
воздух»,
«Васька
Денисов, похититель
свиней», «Выходной
день»
В.М. Шукшин
Рассказы
«Верую»,
«Крепкий
мужик»,
«Сапожки»,
«Танцующий Шива»
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения:
«В
жилищах
наших»,
«Вчера, о смерти
размышляя…», «Гдето в поле, возле
Магадана…»,
«Движение»,
«Ивановы»,
«Лицо
коня»,
«Метаморфозы».
«Новый
Быт»,
«Рыбная
лавка»,
«Искусство», «Я не
ищу
гармонии
в
природе…»
А.Т. Твардовский
Стихотворения:
«В
тот
день,
когда
окончилась война…»,
«Вся суть в одномединственном
завете…», «Дробится
рваный
цоколь
монумента...»,
«О
сущем»,
«Памяти
матери», «Я знаю,
никакой
моей
вины…»
И.А. Бродский
Стихотворения:
«1
января 1965 года», «В
деревне Бог живет не
по
углам…»,
«Воротишься
на
родину. Ну что ж…»,
«Осенний
крик
ястреба»,
«Рождественская
звезда», «То не Муза
воды
набирает
в
рот…» «Я обнял эти
плечи и взглянул…»
Нобелевская лекция
Н.М. Рубцов
Стихотворения:
«В
горнице», «Видения
на холме», «Звезда
полей»,
«Зимняя
песня»,
«Привет,
Россия,
родина
моя!..», «Тихая моя
родина!»,
«Русский
огонек», «Стихи»
Проза
второй
половины ХХ века
Ф.А. Абрамов
Роман
«Братья
и
сестры»
Ч.Т. Айтматов
Повести «Пегий пес,
бегущий краем моря»,
«Белый
пароход»,
«Прощай, Гюльсары»
В.П. Аксѐнов
Повести «Апельсины
из
Марокко»,
«Затоваренная
бочкотара»
В.П. Астафьев
Роман «Царь-рыба».
Повести:
«Веселый
солдат», «Пастух и
пастушка»
В.И. Белов
Повесть «Привычное
дело», книга «Лад»
А.Г. Битов
Книга очерков «Уроки
Армении»
В.В. Быков
Повести: «Знак беды»,
«Обелиск»,
«Сотников»
Б.Л. Васильев
Повести: «А зори
здесь
тихие»,
«В
списках не значился»,
«Завтра была война»
Г.Н. Владимов
Повесть
«Верный
Руслан»,
роман
«Генерал и его армия»
В.Н. Войнович
«Жизнь
и
необычайные
приключения солдата
Ивана
Чонкина»,
«Москва 2042»
В.С. Гроссман
Роман
«Жизнь
и
судьба»
С.Д. Довлатов
Книги
«Зона»,
«Чемодан»,
«Заповедник»
Ю.О. Домбровский
Роман
«Факультет
ненужных вещей»
Ф.А. Искандер
«Детство
Чика»,
«Сандро из Чегема»,
«Кролики и удавы»
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты
горько плакал»
В.Л. Кондратьев
Повесть «Сашка»
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские
шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава
Повесть «Будь здоров,
школяр!»
В.Н. Некрасов
Повесть «В окопах
Сталинграда»
В.Г. Распутин
Рассказы и повести:
«Деньги для Марии»,
«Живи и помни»,
«Прощание
с
Матерой».
А.Д. Синявский
Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие
Романы:
«Трудно
быть богом», «Улитка
на склоне»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
В.Ф. Тендряков
Рассказы:
«Пара
гнедых», «Хлеб для
собаки»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не
снилось»
Драматургия второй
половины ХХ века:
А.Н. Арбузов
Пьеса
«Жестокие
игры»
А.В. Вампилов
Пьесы
«Старший
сын», «Утиная охота»
А.М. Володин
Пьеса «Назначение»
В.С. Розов
Пьеса
«Гнездо
глухаря»
М.М. Рощин
Пьеса «Валентин и
Валентина»
Поэзия
второй
половины XX века
Б.А. Ахмадулина
А.А. Вознесенский
В.С. Высоцкий
Е.А. Евтушенко
Ю.П. Кузнецов
А.С. Кушнер
Ю.Д. Левитанский
Л.Н. Мартынов
Вс.Н. Некрасов
Б.Ш. Окуджава
Д.С. Самойлов
Г.В. Сапгир
Б.А. Слуцкий
В.Н. Соколов
В.А. Солоухин
А.А. Тарковский
О.Г. Чухонцев
Современный
литературный
процесс
Б.Акунин
«Азазель»
С. Алексиевич
Книги «У войны не
женское
лицо»,
«Цинковые мальчики»
Д.Л. Быков
Стихотворения,
рассказы, Лекции о
русской литературе
Э.Веркин
Повесть «Облачный
полк»
Б.П. Екимов
Повесть «Пиночет»
А.В. Иванов
Романы:
«Сердце
Пармы»,
«Золото
бунта»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский
пленный»
В.О. Пелевин
Рассказ «Затворник и
Шестипалый», книга
«Жизнь насекомых»
М. Петросян
Роман
«Дом,
в
котором…»
Л.С. Петрушевская
«Новые робинзоны»,
«Свой
круг»,
«Гигиена»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
В.А. Пьецух
«Шкаф»
Д.И. Рубина
Повести:
«На
солнечной
стороне
улицы», «Я и ты под
персиковыми
облаками»
О.А. Славникова
Рассказ
«Сестры
Черепановы»
Роман «2017»
Т.Н. Толстая
Рассказы: «Поэт и
муза»,
«Серафим»,
«На золотом крыльце
сидели».
Роман «Кысь»
Л.Е. Улицкая
Рассказы,
повесть
«Сонечка»
Е.С. Чижова
Роман
«Крошки
Цахес»
Мировая литература
Г. Аполлинер
Стихотворения
О. Бальзак
Романы
«Гобсек»,
«Шагреневая кожа»
Г. Белль
Роман
«Глазами
клоуна»
Ш. Бодлер
Стихотворения
Р. Брэдбери
Роман «451 градус по
Фаренгейту»
П. Верлен
Стихотворения
Э. Верхарн
Стихотворения
У. Голдинг
Роман
«Повелитель
мух»
Ч. Диккенс
«Лавка древностей»,
«Рождественская
история»
Г. Ибсен
Пьеса «Нора»
А. Камю
Повесть
«Посторонний»
Ф. Кафка
Рассказ
«Превращение»
Х. Ли
Роман
«Убить
пересмешника»
Г.Г. Маркес
Роман
«Сто
лет
одиночества»
М. Метерлинк
Пьеса «Слепые»
Г. де Мопассан
«Милый друг»
У.С. Моэм
Роман «Театр»
Д. Оруэлл
Роман «1984»
Э.М. Ремарк
Романы «На западном
фронте без перемен»,
«Три товарища»
А. Рембо
Стихотворения
P.M. Рильке
Стихотворения
Д. Селлинджер
Роман
«Над
пропастью во ржи»
У. Старк
Повести: «Чудаки и
зануды»,
«Пусть
танцуют
белые
медведи»
Ф. Стендаль
Роман
«Пармская
обитель»
Г. Уэллс
Роман
«Машина
времени»
Г. Флобер
Роман
«Мадам
Бовари»
О. Хаксли
Роман
«О дивный
новый мир»,
Э. Хемингуэй
Повесть «Старик и
море»,
роман
«Прощай, оружие»
А. Франк
Книга
«Дневник
Анны Франк»
Б. Шоу
Пьеса «Пигмалион»
У. Эко
Роман «Имя Розы»
Т.С. Элиот
Стихотворения
Родная
(региональная)
литература
Данный раздел списка
определяется школой
в соответствии с ее
региональной
принадлежностью
Литература народов
России
Г. Айги, Р. Гамзатов,
М. Джалиль,
М. Карим, Д.
Кугультинов, К.
Кулиев, Ю. Рытхэу,
Г. Тукай,
К. Хетагуров,
Ю. Шесталов
(предлагаемый список
произведений
является примерным и
может варьироваться
в разных субъектах
Российской
Федерации)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы, в том числе с
учетом рабочей программы воспитания
10 класс
* Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
Разделы
Введение – 1
час
Литература
второй
половины 19
века
А. Н.
Островский
(4 ч.)
И. А.
Гончаров
(5ч. .)
№
Темы уроков
урока
1 Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской
литературы XIX века)
2 Литература и журналистика 1860–1880-х годов.
3 А. Н. Островский. «Драматург на все времена».
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме
«Гроза».
4 Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса
народной жизни. Трагедия совести и еѐ разрешение в
пьесе.
5 Роль второстепенных и внесценических персонажей в
«Грозе». Многозначность названия пьесы, символика
деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике.
Н.Г. Добролюбов «Луч света в темном царстве»
6 Сочинение по творчеству А. Н. Островского.
7 Знакомство с биографией И. А. Гончарова. История
создания романа «Обломов».
8
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя
противоречивость натуры героя, еѐ соотнесѐнность с
другими характерами
9
Любовная история как этап внутреннего самоопределения
героя. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и его
Виды и формы деятельности*
Работа со статьѐй учебника
Составление тезисного плана
Составить биографическую справку
Выразительное чтение по ролям
Анализ критических статей
Сочинение
Заочная экскурсия в Дом–музей
Гончарова И. А.
Творческая работа в группах
10
И. С.
Тургенев (8
ч.)
11
12
13
14
15
16
17
18
Н. А.
Некрасов (7
ч.)
19
20
21
воплотившийся идеал: Агафья Пшеницына.
Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».
Роман «Обломов» в русской критике.
Сочинение по творчеству И. А. Гончарова.
И. С. Тургенев. Основные факты жизни и творчества.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла
«Записки охотника».
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи.
Противостояние двух поколений русской интеллигенции
как главный «нерв» тургеневского повествования.
Нигилизм Базарова, его социальные и нравственнофилософские истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова.
Базаров и его мнимые последователи. Неизбежность
расставания Базарова и Аркадия Кирсанова.
Любовная линия в романе и еѐ место в общей
проблематике произведения.
Философские итоги романа, смысл его названия. Русская
критика о романе и его герое.
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.
Художественная выразительность, лаконизм и
философская насыщенность тургеневских миниатюр.
Сочинение по творчеству И. С. Тургенева.
Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). «Муза мести
и печали» как поэтическая эмблема Некрасова - лирика.
Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Диалог двух
мировоззрений в стихотворении «Поэт и гражданин».
Взгляды на поэта и назначение поэзии в лирике Н. А.
Беседа по вопросам
Сочинение
Экскурсия в мир книг
Составление опорных конспектов
Составление характеристики героев
Обмен мнениями
Анализ критических статей
Работа с текстами
Сочинение
Лекция - беседа
Анализ поэтического текста
22
23
24
25
Ф. И.
Тютчев (2ч.)
26
27
28
А. А. Фет (2
ч.)
29
30
Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен
незлобивый поэт…», «Умру я скоро. Жалкое
наследство…», «Элегия. А.Н. Еракову».
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Работа в группах
коренных сдвигов русской жизни. Мотив
правдоискательства и сказочно-мифологические приѐмы
построения сюжета.
Стихия народной жизни и еѐ яркие представители (Яким
Анализ стилистических
Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Карикатурные
особенностей текста
образы помещиков – «последышей».
Тема женской доли и образ Матрѐны Корчагиной в поэме.
Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании
Образ Гриши Добросклонова и его идейнокомпозиционное
Комментированное чтение
звучание. Проблема счастья и еѐ решение в поэме Н. А.
Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Сочинение
Природа, человек, Вселенная как главные объекты
Выразительное чтение и анализ
художественного постижения в лирике Ф. И. Тютчева
стихов
. «Не то, что мните вы, природа…», «Певучесть есть в
морских волнах…», «Silentium!»…
Драматизм звучания любовной лирики поэта. «О, как
убийственно мы любим…», «К. Б.» («Я встретил вас — и
всѐ былое…»)
Личность, судьба и творчеств А. А. Фета. Эмоциональная
глубина и образно-стилистическое богатство лирики.
«Одним толчком согнать ладью живую…», «Учись у них
— у дуба, у берѐзы…».
Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния
Выразительное чтение и анализ
А. К. Толстой 31
(3. ч.)
32
33
М. Е.
Салтыков –
Щедрин (5
ч.)
34
35
36
37
38
человека и природы. «Я пришѐл к тебе с приветом…»
стихов
«Ещѐ майская ночь», «Это утро, радость эта…».
А. К. Толстой – человек и поэт. Жанрово – тематическое
богатство творчества: многообразие лирических мотивов.
Особенности лирического героя. «Край ты мой, родимый
край…»
Романтический колорит интимной лирики поэта,
Выразительное чтение и анализ
отражение в ней идеальных устремлений художника.
стихов
«Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в
твоѐм ревнивом взоре…», «Двух станов не боец, но только
гость случайный…».
Р/Р Письменная работа по лирике Ф. И. Тютчева, А. А.
Лингвистический анализ
Фета, А. К. Толстого (по выбору).
Личность и творческая индивидуальность М. Е. Салтыкова
Сопоставительный анализ
– Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как
вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.
Сатирическое осмысление проблем государственной
власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках
М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Медведь
на воеводстве», «Премудрый пискарь».
Роман-хроника «История одного города» (обзорное
изучение): замысел, композиция, жанр. Сатирический
характер повествования: «Опись граданачальника».
Выборочный анализ глав романа («Органчик»,
«Подвержение покаяния. Заключение».
Р/Р Письменная работа по творчеству М.Е. Салтыкова –
Щедрина.
Обмен мнениями
Аналитический пересказ
Словарная работа
Характеристика героев и их
поступков
Н. С. Лесков
( 4 ч.)
39
40
41
Л. Н.
Толстой (10
ч.)
42
43
44
45
46
47
48
49
Краткий очерк жизни и творчества Н. С. Лескова. Повесть
«Очарованный странник». Стремление Н. С. Лескова к
созданию «монографий» народных типов.
Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести.
«Очарованность» героя, его богатырство, духовная
восприимчивость и стремление к подвигам.
Соединение святости и греховности, наивности и
душевной глубины в русском национальном характере.
Сказовый характер повествования, стилистическая и
языковая яркость «Очарованного странника»
Р/Р Письменная работа по творчеству Н. С. Лескова.
Л. Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его
жизненного и творческого пути. Роман-эпопея «Война и
мир». Авторский замысел и история создания.
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа –
эпопеи. Критическое изображение высшего света,
противопоставление мертвенности светских отношений
«диалектике души» любимых героев автора.
Этапы духовного самосовершенствования Андрея
Болконского и Пьера Безухова.
Патриотизм скромных тружеников войны и
псевдопатриотизм «военных трутней».
Черты нравственного идеала автора в образах Наташи
Ростовой и Марьи Болконской.
Тема войны и «мысль народная» как идейнохудожественная основа толстовского эпоса.
Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в
свете авторской концепции личности в истории.
Прослушивание фрагмента повести
в актерском исполнении
Словарная работа
Сочинение - рассуждение
Выставка иллюстрации к роману
Заочная экскурсия в Ясную Поляну
Работа в группах
Составление плана и эпиграфа
Работа с индивидуальными
карточками
Просмотр фрагментов
видеофильма
Подготовить исторический
комментарий
50
51
Ф. М.
Достоевский
(6 ч.)
52
53
54
55
56
57
А. П. Чехов
(6 ч.)
58
59
60
61
Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной
войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как
два типа народно-патриотического сознания.
Эпилог романа и «открытость» толстовского эпоса.
Философская проблематика романа.
Р/Р Сочинение по роману «Война и мир».
Ф. М. Достоевский. Личность писателя, основные факты
его жизни и творчества. Замысел романа «Преступление и
наказание» о «гордом человеке».
Мир «униженных и оскорблѐнных»: Раскольников в мире
бедных людей. Бунт личности против жестоких законов
социума.
Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя
(Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в
решении философской проблематики романа.
Раскольников и «вечная Сонечка». Нравственнофилософский смысл преступления и наказания Родиона
Раскольникова.
Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Смысл названия романа.
Р/Р Сочинение по творчеству Ф. М. Достоевского.
А. П. Чехов. Личность писателя, основные факты его
жизни и творчества. Сюжеты, темы и проблемы чеховких
рассказов.
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и
проблема «самостояния» человека в мире жестокости и
пошлости. «Палата № 6», «Ионыч», «Студент».
Особенности конфликта и сюжетного действия в комедии
Сжатый рассказ эпизода с
элементами анализа
Сочинение - рассуждение
Беседа по первичному восприятию
романа
Осмысление главного конфликта
романа
Беседа и анализ сцен
Сочинение - рассуждение
Лекция с элементами беседы
Викторина на знание рассказов А.
П. Чехова
Составление конспекта
62
63
Зарубежная
литература
(4 ч.)
64
65
66
67
68
«Вишнѐвый сад».
Бывшие хозяева сада – Гаев и Раневская. Особенности
Чтение и анализ эпизодов пьесы
разрешения конфликта в пьесе. Новый хозяин сада. Тема
будущего.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и
Найти форму проявления авторской
внутреннего сюжетов в комедии «Вишнѐвый сад».
позиции в тексте
Сложность и неоднозначность авторской позиции в
произведении.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Сочинение - рассуждение
Вн./чт. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака
Обсуждение итогового вопроса
«Гобсек».
Вн./чт. А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Пьяный корабль». Тема стихийности
жизни, полной раскрепощѐнности и своеволия.
Итоговая работа по произведениям русской литературы
второй половины 19 века. Защита проектов
Обобщение по курсу. Гуманистический пафос, патриотизм,
всечеловечность русской классической литературы.
Значение классики в наши дни.
11 класс
* Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
Разделы
№
урока
Темы уроков
Виды и формы деятельности*
1
Русская литература 20 века. Реалистические традиции и
модернистические искания в литературе начала XX века.
Работа со статьѐй учебника
2
Сообщение
9
И. А. Бунин: очерк жизни и творчества. Творческий
практикум: анализ стихотворении и рассказов писателя.
Изображение кризиса буржуазной цивилизации в рассказе
«Господин из Сан - Франциско».
Анализ рассказа «Чистый понедельник». (Цикл «Тѐмные
аллеи»)
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических
воспоминаний в рассказе «Антоновские яблоки»
М. Горький: судьба и творчество. Особенности ранних
рассказов М. Горького. Анализ рассказов «Старуха
Изергиль»
Анализ рассказа «Челкаш». Воспевание красоты и
духовной мощи свободного человека в горьковских
рассказах-легендах.
Философско-этическая проблематика пьесы о людях
«дна». Система образов драмы «На дне».
Спор о назначении человека в пьесе «На дне».
10
Сочинение по творчеству М. Горького.
Сочинение - рассуждение
11
А. И. Куприн: жизненный и творческий путь.
Нравственно-философский смысл истории о
«невозможной» любви (анализ рассказа «Гранатовый
браслет»).
Внутренняя цельность и красота «природного человека в
повести «Олеся».
Комментированное чтение
Введение – 1
час
И. А. Бунин
(4 ч.)
3
4
5
6
М. Горький
(5 ч.)
7
8
А. И. Куприн
(2 ч.)
12
Анализ рассказа
Анализ рассказа
Анализ рассказа
Лекция с элементами беседы
Анализ рассказа
Аналитическая беседа
Дискуссия
Работа в группах
Серебряный
век (17 в.)
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Серебряный век русской поэзии. Символизм и русские
поэты – символисты. Поэзия К. Д. Бальмонта и В. Я.
Брюсова.
А. А. Блок: личность и творчество. Художественный мир
А. А. Блока. «Трилогия вочеловечения».
Философская идея Вечной Женственности в лирике А. А.
Блока. Романтический образ «влюблѐнной души» в
«Стихах о Прекрасной Даме».
Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об
эпохе «неслыханных перемен».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение
«музыки стихий» в поэме «Двенадцать». Образ Христа и
христианские мотивы в произведении.
«Преодолевшие символизм» (новые течения в русской
поэзии). Поэзия И. Ф. Анненского. Особенности
художественного мира.
Биография Н. С. Гумилѐва. Ранняя лирика поэта:
«Жираф», «Кенгуру». Тема истории и судьбы, творчества
и творца в поздней лирике Н. С. Гумилѐва: «Слово»,
«Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство».
А.А. Ахматова: очерк жизни и творчества.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики:
«Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические
рати…», «Сжала руки под тѐмной вуалью…»
Гражданская лирика. Тема поэта и поэзии.
Монументальность, трагическая мощь ахматовского
«Реквиема».
М. И. Цветаева: очерк жизни и творчества. Знакомство с
Лекция, анализ стихотворений
Анализ стихотворений
Урок - концерт
Обзор творчества поэтов
Обзор творчества поэтов
Выразительное чтение наизусть и
анализ стихотворений
Аналитическое чтение
Беседа по творчеству
23
24
25
26
27
28
29
М. Шолохов
(6 ч.)
30
31
основными темами и мотивами поэзии. «Попытка
ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто
создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится,
что Вы больны не мной…».
Р/Р Письменная работа по творчествам А. А. Ахматовой и
М. Цветаевой.
Очерк жизни и творчества В. В. Маяковского. Тема поэта
и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского: «А вы могли
бы?», «Ночь», «Нате!».
Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике
В. В. Маяковского. Новаторство поэта в области
художественной формы: «Разговор с фининспектором о
поэзии».
Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах»: четыре
«долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы.
Соединение любовной темы с социально-философской
проблематикой эпохи: «Лиличка!», «Про это». Поэма «Во
весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая
исповедь поэта-гражданина.
Письменная работа по творчеству В. В. Маяковского.
С. А. Есенин: поэзия и судьба. Природа родного края и
образ Руси в лирике С. А. Есенина: «Не бродить, не мять
в кустах багряных…», «Гой ты, Русь, моя родная!..»
Тема Родины и еѐ судьбы в лирике С. А. Есенина: «Спит
ковыль. Равнина дорогая…», «Русь советская».
Соотношение лирического и эпического начал в поэме
«Анна Снегина», еѐ нравственно-философская
проблематика. Мотив сбережения молодости и души как
Сочинение - рассуждение
Выразительное чтение и анализ
Доклад о футуризме в живописи и
литературе
Работа в группах
Сочинение - рассуждение
Доклад – сообщение о жизни и
творчестве
Аналитическое чтение стихов
Аналитическое чтение поэмы
32
33
М. Булгаков
(6 ч.)
34
35
36
37
38
39
Б. Пастернак
40
(2 ч.)
41
А. П.
Платонов (4
ч.)
42
43
главная тема «позднего» С. А. Есенина.
Р/Р Сочинение по творчеству поэтов Серебряного века.
Сочинение - рассуждение
Литературный процесс 1930- начала 1940-ч годов
(Обзор). Историческая тема в лирике О. Э.
Мандельштама: «На розвальнях, уложенных соломой…»,
«Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих
веков…».
М. А. Шолохов: жизненный и творческий путь. «Донские
рассказы» -новеллистический пролог «Тихого Дона».
«Тихий Дон». Смысл названия и эпиграфов.
Обзор творчества поэта
Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета»
Григория Мелехова, отражение в нѐм традиций народного
правдоискательства.
Изображение революции и Гражданской войны как
общенародной трагедии.
Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и
значение женских образов в художественной системе
романа «Тихий Дон».
Р/Р Сочинение по роману «Тихий Дон».
План жизненного пути Мелехова
М. А. Булгаков: жизнь и творчество. Судьба книги:
творческая история романа «Мастер и Маргарита».
Сатирическая «дьяволиада»: объекты и приѐмы сатиры в
романе М. А. Булгакова.
История Мастера и Маргариты. Неразрывность связи
любви и творчества в проблематике романа.
Взаимодействие трѐх повествовательных пластов в
образно-композиционной системе романа. Нравственно –
Индивидуальное сообщение
Лекция с элементами беседы
Работа с эпиграфами романа
Подготовить исторический
комментарий
Выборочный пересказ
Сочинение - рассуждение
Работа с эпиграфом
Анализ стилевых особенностей
романа
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
философское звучание ершалаимских глав.
Смысл финала романа «Мастер и Маргарита».
Особенности жанра.
Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.
Тест
Сочинение
Б. Л. Пастернак: очерк жизни и творчества. Человек и
природа в лирике Б. Л. Пастернака: «Февраль. Достать
чернил и плакать!..», «Зимняя ночь».
Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака: «Гамлет»,
«Во всѐм мне хочется дойти…», «Быть знаменитым
некрасиво…».
Жизнь и творчество А. П. Платонова. Обзор.
Оригинальность, самобытность художественного мира А.
П. Платонова
Тип платоновского героя — мечтателя, романтика,
правдоискателя в повести «Сокровенный человек».
Повесть «Котлован» - реквием по утопии. Соотношение
«задумчивого» авторского героя с революционной
доктриной «всеобщего счастья».
Смысл трагического финала повести «Котлован»,
философская многозначность еѐ названия. Письменная
работа по повести «Котлован».
Анализ эпизодов
Литература периода Великой Отечественной войны.
Отражение летописи военных лет в произведениях
русских писателей (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М.
Леонов, О. Ф. Берггольц, В. С. Гроссман.
А. Т. Твардовский: очерк жизни и творчества. Память
войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории
Обзор творчества русских писателей
периода Вов (лекция – беседа)
Работа с символами и христианской
лексикой романа
Комментированное чтение глав
повести
Обзор жизненного и творческого
пути ( лекция)
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
в произведениях разных лет. Философская проблематика
поздней лирики поэта.
Литературный процесс 1950 – 1980-х годов. Осмысление
Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века.
Повесть «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.
Литературный процесс 1950 – 1980-х годов.
«Деревенская» и «городская» проза 1950 -1980-х годов.
В. М. Шукшин: биография и творчество. Обзор. Анализ
рассказа «Чудик».
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков».
Анализ рассказов «Миль пардон, мадам», «Срезал».
Поэзия Н. М. Рубцов. Стихотворения: «Русский огонѐк»,
«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В
горнице», «Душа хранит».
В. П. Астафьев. Знакомство с биографией и творчеством.
Человек и природа: единство и противостояние. Анализ
рассказа «Царь - рыба».
Проза В. П. Астафьева. Анализ повести «Пастух и
пастушка».
В. Г. Распутин. Знакомство с биографией. Особенности
сюжетов и проблематики прозы писателя. Анализ повести
«Живи и помни».
Дом и семья как составляющие национального космоса.
Повесть «Последний срок».
Особенности психологического анализа в
«катастрофическом пространстве» В. Г. Распутина в
повести «Прощание с Матѐрой».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести
Развитие патриотического чувства,
знакомство с произведениями о войне
Составить тезисный план статьи
учебника
Просмотр фрагментов фильма
Словарная работа
Выразительное чтение и анализ
стихов
Комментированное чтение
Словарная работа
Совершенствование навыков анализа
текста
Анализ фрагментов повести
Комментированное чтение
65
66
«Один день Ивана Денисовича».
Письменная работа по творчеству А. И. Солженицына.
Новейшая русская реалистическая проза 1980 – 1990-х
годов и начала XX века. Обзор.
Обмен мнениями по творчеству
писателя