Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 14 к ООП СОО
Приказ № 110 от 30.08.2021г.
Рабочая программа
элективного курса
«Решение расчетных и экспериментальных задач по химии»
уровень: среднее общее образование
Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» составлена на основе:
- Федерального закона РФ “Об образовании” от 29.12.2019 № 279-ФЗ (с последующими изменениями)
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
- Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ - СОШ №156
- Примерной программой по учебному предмету «Химия»
- Программой воспитания для уровня среднего общего образования МАОУ - СОШ №156
1.Общая характеристика курса
Объем программы – 34 часа (1 час в неделю) в 10 классе и 33 часа (1 час в неделю) в 11 классе.
Курс ориентирован на обучающихся, проявляющих интерес к изучению химии.
Программа курса позволяет раскрыть ведущие идеи химической науки: зависимость свойств веществ от состава и строения,
обусловленность применения веществ их свойствами, материальное единство неорганических и органических веществ, возрастающую роль
химии в создании новых материалов, реализации задач охраны окружающей среды, развитии человеческой цивилизации в целом.
Особенностью данной программы является то, что эти идеи раскрываются в процессе анализа и решения расчетных задач. Известно, что
решение задач по предметам естественнонаучного цикла всегда предусматривается образовательными программами учебных заведений,
содержанием вступительных экзаменов в вузы, тестовыми заданиями. Умение решать задачи, и в первую очередь расчетные, является
основным критерием творческого усвоения предмета. Это удачный способ не только проверки, но и осознанного усвоения, понимания и
углубления знаний обучающихся.
Цель курса – стабилизация, обобщение и систематизация, а во многих случаях расширение и углубление знаний учащихся по химии
с одновременным сохранением и утверждением положительной мотивации изучения предмета.
Задачи:
1. Дополнить и углубить знания и умения обучающихся.
2. Учить обучающихся неформально подходить к решению каждой задачи, составлять план решения и реализовывать его.
3.Совершенствовать умения и навыки анализа условия задачи, поиска зависимости между величинами, реализации выявленных
взаимосвязей в процессе решения задачи.
4. Совершенствовать умения находить и использовать аналогии курсов химии и физики, совершенствовать навыки привлечения
математического аппарата.
5. Способствовать развитию логического мышления обучающихся, повышению их интеллектуального потенциала.
6. Совершенствовать умения обучающихся находить и использовать при решении задач дополнительные источники информации.
Общими принципами отбора содержания материала курса являются:
актуальность программы, которая реализуется через осознание обучающимися тесной связи теории с практической деятельностью, в
частности решение задач позволяет применять знания по химии на практике;
предложенный материал курса соответствует общеобразовательному минимуму и расширяет курс химии общеобразовательной школы;
практическая направленность реализуется через умение находить решение поставленных вопросов задач и обеспечивает обоснования
обучающимися выбора профиля обучения;
реалистичность программы выражается в том, что она может быть реализована в форме одночасовых занятий с безоценочной системой
обучения;
систематичность содержания программы обеспечивается логикой последовательного подбора предлагаемых задач, тестов;
инвариантность содержания, программа применима для обучающихся с разным уровнем подготовки.
Основные методы работы:
решение задач, выполнение тестовых заданий;
работа с литературой и другими источниками научной информации;
словесные методы: беседа, объяснения, дискуссия и т.д.;
лабораторный практикум по решению экспериментальных задач.
2. Требования к планируемым результатам
Учащиеся получат возможность освоить:
- физические величины, используемые в химии (название, обозначение, физический смысл);
- основные и производные единицы измерения величин;
- взаимосвязи и взаимозависимости физических величин;
- основные понятия и законы химии;
-стехиометрические законы и закономерности, количественные изменения, происходящие при химических реакциях;
- ход рассуждений и логику подхода к решению задач различных типов.
Обучающиеся научатся:
- составлять уравнения реакций или «цепочки» превращений, представлять ход реакции, объяснять ее признаки и условия
протекания;
- составлять и графически отображать логические последовательности при анализе и решении задач;
- находить правильный подход к решению, используя минимум вычислений;
- уметь выражать одну из величин из расчетной формулы;
- отслеживать соразмерность физических величин при решении;
- округлять полученные при промежуточных расчетах числа с заданной точностью;
- выбирать наиболее рациональный способ решения из всех возможных;
- творчески подходить к решению, проявляя при этом смекалку и находчивость.
Новые теоретические знания, понятия и
термины.
Новые практические расчетные умения и навыки.
Абсолютная и относительная
температурные шкалы.
Устаревшие и внесистемные единицы
измерения (мм. рт. ст., атмосфера, калория,
ангстрем, микрон).
Стехиометрические законы.
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:
Расчеты с использованием сложных процентов.
Проверка правильности решения составлением и решением обратных задач.
Расчеты с составлением системы двух уравнений с двумя неизвестными.
Расчеты с составлением квадратного уравнения и подбором корня, удовлетворяющего
условию задачи.
Расчеты при реакциях одного реагента одновременно с двумя и более другими
реагентами.
Расчеты при ряде нескольких последовательных превращений вещества.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ:
Химические реактивы и их маркировка.
Традиционные и устаревшие названия
некоторых веществ.
Утилизация отходов химического
эксперимента; охрана окружающей среды
Характеристика квантовых чисел
электрона.
Ядерные реакции; закон сохранения заряда.
Титр раствора. Фиксаналы.
Полный совместный гидролиз солей.
рН раствора. Универсальный индикатор.
ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Подтверждение решения задачи химическим экспериментом.
ЭЛЕМЕНТ. АТОМ. МОЛЕКУЛА:
Расчеты абсолютных масс атомов и молекул.
Вычисление относительной атомной массы химического элемента с использованием его
изотопного состава.
РАСТВОРЫ И СМЕСИ:
Вычисление возможного состава исходной смеси по продуктам реакции.
Правило смешения растворов и смесей (правило «креста»).
3. Содержание элективного курса .
10 класс
Тема 1. Основные понятия и законы химии - 17 ч.
Формулы связи между физическими величинами в химии. Соразмерность величин.
Валентность и степень окисления.
Расчеты по химическим уравнениям.
Окислительно-восстановительные реакции.
Скорость реакции.
Тепловой эффект реакции.
Тема 2. Количественные отношения в газах - 6 ч.
Приведение газа к нормальным условиям.
Расчеты состава газовых смесей. Расчеты в реакциях с участием газов.
Тема 3. Растворы. Теория электролитической диссоциации - 11 ч.
Соотношение между массой, объемом и плотностью раствора.
Реакции в растворах электролитов.
Гидролиз солей.
11 класс
Тема 1. Химическая кинетика – 6ч.
Изменение концентрации реагентов (продуктов). Скорость химических реакций. Кинетический закон действующих масс. Константа
скорости реакции. Влияние температуры на скорость реакции. Температурный коэффициент реакции. Химическое равновесие. Условия
смещения химического равновесия.
Л.О. Влияние факторов на скорость химической реакции.
Тема 2. Растворы электролитов – 3ч.
Сильные и слабые электролиты. Константа и степень диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель. Произведение
растворимости.
Л.О.
Реакции ионного обмена.
Тема 3. Состав и приготовление водных растворов - 4ч.
Растворимость веществ в воде. Коэффициент растворимости. Кристаллогидраты. Массовая доля растворѐнного вещества. Молярная
концентрация растворѐнного вещества. Разбавление концентрированных растворов. Концентрирование разбавленных растворов. Смешение
растворов разного состава. Физико-химические свойства разбавленных растворов неэлектролитов.
Л.О.
Приготовление растворов заданной концентрации.
Практическая работа №1:
«Приготовление растворов с заданными массовой долей растворѐнного вещества и молярной концентрацией».
Тема 4. Расчѐты по уравнениям реакций – 9ч.
Количество вещества и масса реагентов (продуктов). Объѐм газообразных реагентов (продуктов). Избыток (недостаток) реагентов.
Практический выход продуктов. Массовая доля вещества в смеси. Степень чистоты вещества.
Тема 5. Реакции в неорганической химии – 7ч.
Обменные реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз.
Практическая работа №2:
«Решение экспериментальных задач по определению заданных катионов и анионов в растворах электролитов».
Л.О.: Гидролиз солей хлорида алюминия, карбоната натрия, хлорида натрия, хлорида железа (II), сульфита калия, сульфата калия.
Тема 6. Реакции в органической химии – 4 ч.
Углеводороды: алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Спирты. Фенолы. Простые эфиры. Альдегиды. Кетоны. Сложные
эфиры. Углеводы. Нитросоединения. Амины.
Практическая работа №3:
«Решение экспериментальных задач по определению основных классов органических соединений»
4. Тематическое планирование
10 класс
Из них:
№ темы
Название темы
Число
часов
по теме
Теоретический
материал
Практическая часть
(решение задач)
Обобщение и
систематизация
знаний
1.
Основные понятия и законы
химии
17
9
6
2
2.
Количественные отношения в
газах
6
1
4
1
3.
Растворы. Электролитическая
диссоциация
Всего:
11
2
8
1
34
12
18
4
Тематическое планирование 11 класс
№ темы
Всего часов
Практическая работа
Самостоятельная работа
Тема №1
«Химическая кинетика»
6
Тема №2
«Растворы электролитов»
3
Тема №3
«Состав и приготовление водных
растворов»
4
Тема №4
«Расчеты по уравнениям реакций»
9
Тема №5
«Реакции в неорганической
химии»
7
1
Тема №6
«Реакции в органической химии»
Всего:
4
1
1
33
3
3
1
1
1
10 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№ урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема
Теоретический
материал
Виды и формы деятельности *
Тема 1. Основные понятия и законы химии -17 часов.
Инструктаж по ОТ.
Понятие физической
Работа в парах.
Физические величины.
величины.
Составление таблицы
Взаимосвязь физических Величин.
величин.
Единицы измерения величин. Основные, производные Работа в парах.
и внесистемные
Составление таблицы
единицы.
единиц измерения величин.
Химические расчеты.
Стехиометрические
Работа в парах.
законы.
Составление таблицы
«Стехиометрические законы».
Основные законы химии.
Закон кратных
Выведение формул веществ.
отношений.
Основные законы химии.
Закон постоянства
Фронтальная работа по выведению
состава. Закон
формул веществ постоянного и
сохранения массы.
переменного состава.
Периодический закон Д. И.
Периодическая система
Установление связей между
Менделеева.
и строение атома.
периодической системой и строением
Изменение свойств
атома.
элементов в группах и
Характеристика элемента по его
периодах.
положению в периодической системе.
Атом.
Ядро атома. Изотопы.
Ядерные реакции. Закон
сохранения заряда.
Квантовые числа
Вычисление атомной массы элемента
по изотопному составу.
Составление уравнений ядерных
реакций.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
8.
Молекула.
9.
Вещество.
10.
Химические реакции.
электрона.
Виды химических
связей.
Валентность и степень
окисления.
Агрегатные состояния
вещества.
Кристаллические
решетки.
Классификация реакций.
11.
Окислительновосстановительные реакции.
Окисление и
восстановление.
12.
Классификация
окислительновосстановительных
реакций.
Скорость химической
реакции.
Электронный баланс.
13.
14.
Химическое равновесие.
Работа в парах.
Составление структурных формул.
1
Фронтальная работа по составлениию
формул веществ.
1
Работа по учебным картам.
Определение типов реакций.
Индивидуальная работа по
составлению уравнений окислительновосстановительных реакций.
Работа в парах. Уравнивание методом
электронного баланса.
1
Понятие скорости
реакции.
Факторы скорости.
Равновесная
концентрация.
Принцип Ле Шателье.
Расчеты по теме урока: скорость
реакции, время протекания реакции.
1
Определение направления смещения
равновесия. Факторы, влияющие на
смещение химического равновесия.
1
1
15.
Экзо- и эндотермические
реакции.
Тепловой эффект
реакции.
Фронтальная работа.
Термохимические расчеты.
16.
Семинар-практикум
№ 1.
Обобщение и
систематизация знаний
по теме 1.
Работа в парах.
Решение комбинированных задач.
1
1
1
17.
Повторение и обобщение по
теме «Основные понятия и
законы химии».
Индивидуальная работа по решению
расчетных задач.
Тема 2. Количественные отношения в газах – 6 часов.
Закон Авогадро.
Работа в парах.
Расчеты с
использованием закона Авогадро.
1
Расчеты по приведению объема газа к
н. у.
Фронтальная работа.
Расчеты объемов газов, участвующих в
реакции.
Работа в парах.
Расчеты с
использованием относительной
плотности газов.
1
Химические расчеты газовых смесей.
2
18.
Молярный объем газа.
19.
Приведение газа к
нормальным условиям.
Объемные отношения газов
при химических реакциях.
Нормальные условия.
21.
Относительная плотность
газов.
22-23.
Газовые смеси. Решение
задач.
Связь между
плотностью и
молекулярной массой
газа.
Средняя молекулярная
масса смеси газов.
20.
1
Закон объемных
отношений.
1
1
Тема 3. Растворы. Электролитическая диссоциация – 11 часов.
24.
Растворы.
Массовая доля.
Растворенного вещества.
Растворимость.
Способы выражения
концентрации раствора.
25.
Молярная концентрация
раствора.
26.
Смешение растворов.
Правило смешения
растворов.
27.
Кристаллогидраты.
Гидратация.
Понятие
Расчет с использованием понятия
«растворимость».
1
Индивидуальная работа. Расчеты с
использованием понятия «молярная
концентрация».
Работа в парах.
Расчеты при смешении растворов.
1
Выведение формул кристаллогидратов.
1
1
28.
Теория электролитической
диссоциации.
29.
Водородный показатель рН.
30.
Реакции ионного обмена.
31.
Гидролиз солей.
кристаллогидратов.
Кристаллизационная
вода.
Степень и константа
электролитической
диссоциации.
Понятие о рН среды
раствора.
Универсальный
индикатор.
Сильные и слабые
электролиты.
Полный совместный
гидролиз солей.
Расчеты с использованием понятий
«степень и константа диссоциации».
1
Работа в группах.
Расчеты с использованием водородного
показателя.
1
Работа в парах.
Расчеты по уравнениям реакций
ионного обмена.
Фронтальная работа по составлению
уравнений полного совместного
гидролиза солей.
1
1
1
Семинар-практикум
№2
32.
33-34.
Обобщение и
систематизация знаний
по темам 2 и 3.
Решение задач по теме
“Растворы”.
Индивидуальная работа. Решение
комбинированных задач.
Индивидуальная работа по решению
расчетных задач.
2
11 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№ урока
1.
Тема урока
Виды и формы деятельности *
Скорость химической реакции.
Изучение понятия скорости
химической реакции и условий,
Лабораторные и
демонстрационные опыты
Количество часов
1
2.
Закон действующих масс.
3-4.
Влияние температуры,
концентрации веществ, природы
реагирующих веществ,
катализатора на скорость
химической реакции.
Химическое равновесие.
Принцип Ле Шателье.
5.
6.
Самостоятельная работа № 1 по
теме «Химическая кинетика».
7.
Электролиты. Степень
диссоциации.
9.
Массовая доля растворѐнного
вещества.
10.
Молярная концентрация
растворѐнного вещества.
Практическая работа №1:
«Приготовление растворов с
Фронтальная работа по
решению расчетных задач.
Работа в парах по
приготовлению растворов.
11-12.
1
Л.О. влияние факторов на
скорость химической реакции
Выполнение самостоятельной
работы, решение упражнений
(парная дифференцированная
работа)
Решение заданий по
индивидуальным учебным
картам.
Электролиты и неэлектролиты.
Слабые и сильные электролиты. Л.О.
Реакции ионного обмена.
Д.: Таблица констант
диссоциации слабых
электролитов.
Работа в парах по решению
расчетных задач.
Индивидуальная работа по
решению расчетных задач.
8.
Водородный показатель.
влияющих на скорость реакций.
Изучение закона Гульдберга и
Вааге, формулировка закона.
Влияние концентрации на
скорость реакции.
Изучение факторов, влияющих
на скорость химической
реакции.
Л.О.
Приготовление растворов
заданной концентрации.
Д.: Таблица растворимости
веществ
2
1
1
1
1
1
1
2
заданными массовой долей и
молярной концентрацией
растворѐнного вещества».
13.
Самостоятельная работа по теме
«Растворы. Электролиты».
14.
15-16.
Количество вещества и масса
реагентов (продуктов).
Практический выход
17-18.
Массовая доля в смеси.
19.
Объѐм газообразных реагентов
(продуктов).
Избыток (недостаток) реагентов.
20-21.
22.
Самостоятельная № 2 работа по
теме «Расчѐты по уравнениям
реакций».
23.
Гидролиз солей. Гидролиз
органических соединений.
24.
25.
Участие в совместном
обсуждении результатов
опытов и техники
безопасности.
Выполнение самостоятельной
работы, решение упражнений
(парная дифференцированная
работа)
Фронтальная работа по
решению расчетных задач.
Фронтальная работа по
решению расчетных задач.
Работа в парах по решению
расчетных задач.
Фронтальная работа по
решению расчетных задач.
Индивидуальная работа по
решению расчетных задач.
Выполнение самостоятельной
работы, решение упражнений
(парная дифференцированная
работа).
Три случая гидролиза солей.
Гидролиз белков, жиров,
эфиров.
Гидролиз неорганических
соединений.
Выполнение лабораторных
опытов и их анализ.
Практическая работа №2:
«Решение экспериментальных
Работа в парах по определению
катионов и анионов в
1
1
2
2
1
2
1
1
Л.О.
Гидролиз солей хлорида
алюминия, карбоната натрия,
хлорида натрия, хлорида
железа (II), сульфита калия,
сульфата калия.
1
1
задач по определению катионов
и анионов в растворах
электролитов».
26-27.
28-29.
30-31.
32.
33.
Окислительновосстановительные реакции.
Метод электронного баланса.
Метод полуреакций.
Электролиз растворов и
расплавов солей.
Решение задач по уравнению
реакции в органической химии.
Практическая работа №3:
«Решение экспериментальных
задач по определению основных
классов органических
соединений».
Самостоятельная работа № 3 по
теме «Реакции в неорганической
и органической химии».
растворах. Участие в
совместном обсуждении
результатов опытов и техники
безопасности.
Работа в группах. Химический
тренажер по составлению
уравнений электронного
баланса.
Работа в парах. Химический
тренажер по составлению
уравнений электролиза солей.
Фронтальная работа по
решению расчетных задач.
Работа в парах по определению
классов органических
соединений. Участие в
совместном обсуждении
результатов опытов и техники
безопасности.
Выполнение самостоятельной
работы, решение упражнений
(парная дифференцированная
работа)
2
2
2
1
1