Рабочая программа Обществознание

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 3 к АООП ООО
Приказ № 110 от 30.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
уровень

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена на основе:
-Конституции Российской Федерации
-Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями);
-ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования) утвержденного Приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020);
-Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, утвержденной коллегией Министерства Просвещения Российской Федерации 24.12.2018 и опубликованной на интернетсайте Минпросвещения России 30.12.2018;
-Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МАОУ -СОШ №156;
-Программы воспитания для уровня основного общего образования МАОУ-СОШ № 156.

класс

учебных недель

количество часов в неделю

количество часов за учебный год

6

34

1

34

7

34

1

34

8

34

1

34

9

33

1

33

количество часов за уровень

135

На учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования предусмотрено всего 135 часов – 1 час в неделю в расчете на
34 учебные недели в 6-8 классах и 33 учебные недели в 9 классе.

2

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».

Личностные результаты:
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в
общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями
и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок
правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• анализировать с опорой на алгоритм учебных действий реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и
модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Коммуникативные:
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога.
Познавательные:
• объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, позиций; рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся реалий и возможных перспектив;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике с использованием:
 элементов причинно-следственного анализа;
 несложных реальных связей и зависимостей;
 сущностных характеристик изучаемого объекта;
 выбора верных критериев для сравнения, оценки объектов;
 поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
 перевода с опорой на алгоритм учебных действий информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
 объяснения изученных положений на конкретных примерах с опорой на справочный материал;
3

 оценки своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде.
Предметные результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «Обществознание»:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
 характеризовать с опорой на план основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль
мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания с опорой на алгоритм учебных действий по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных
конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания с опорой на алгоритм учебных действий, основанные на ситуациях, связанных с
деятельностью человека;
 оценивать после предварительного анализа роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать после предварительного анализа последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность
удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
 моделировать с опорой на алгоритм учебных действий возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на
человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать с опорой на справочный материал роль природы в жизни
человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать с опорой на план движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать после предварительного анализа
социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать с опорой на справочный материал экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы
общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания с опорой на алгоритм учебных действий, основанные на ситуациях
жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
4

 характеризовать с опорой на план экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать с опорой на справочный
материал причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
 раскрывать с опорой на справочный материал влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать с опорой на справочный материал примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
 характеризовать с опорой на план основные направления общественного развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать с опорой на справочный материал роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать с опорой на план основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для
соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
 раскрывать с опорой на справочный материал сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих
качеств из истории и жизни современного общества;
 характеризовать с опорой на план специфику норм права;
 сравнивать после предварительного анализа нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
 раскрывать с опорой на справочный материал сущность процесса социализации личности;
 объяснять после предварительного анализа причины отклоняющегося поведения;
 описывать с опорой на план негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать после предварительного анализа социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать с опорой на план развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать с опорой на план явления духовной культуры;
 объяснять после предварительного анализа причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать после предварительного анализа роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
5

 находить и извлекать с опорой на алгоритм учебных действий социальную информацию о достижениях и проблемах развития
культуры из адаптированных источников различного типа;
 описывать с опорой на план духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
 объяснять с опорой на справочный материал необходимость непрерывного образования в современных условиях;
 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
 раскрывать с опорой на справочный материал роль религии в современном обществе;
 характеризовать с опорой на план особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать с опорой на план процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
 характеризовать с опорой на план основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и
мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать с опорой на план социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и
группы;
 объяснять с опорой на справочный материал взаимодействие социальных общностей и групп;
 характеризовать с опорой на справочный материал ведущие направления социальной политики Российского государства;
 выделять после предварительного анализа параметры, определяющие социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать с опорой на план основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами с опорой на справочный материал процесс социальной мобильности;
 характеризовать с опорой на справочный материал межнациональные отношения в современном мире;
 объяснять после предварительного анализа причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий
жизни;
 выполнять несложные практические задания с опорой на алгоритм учебных действий по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать с опорой на справочный материал понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
6

 выполнять несложные практические задания с опорой на алгоритм учебных действий по анализу ситуаций, связанных с различными
способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное
поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
 находить и извлекать с опорой на алгоритм учебных действий социальную информацию о государственной семейной политике из
адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять после предварительного анализа роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать после предварительного анализа различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику с опорой на план формам государственно-территориального устройства;
 различать после предварительного анализа типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
 раскрывать с опорой на справочный материал на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
 называть с опорой на справочный материал признаки политической партии;
 характеризовать формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 понимать различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать с опорой на план государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти
страны, описывать их полномочия и компетенцию;
 объяснять с опорой на справочный материал порядок формирования органов государственной власти РФ;
 раскрывать с опорой на справочный материал достижения российского народа;
 понимать и конкретизировать примерами понятие «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами с опорой на справочный материал основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
 понимать важность патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать с опорой на план основные конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ.
7

Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать с опорой на план систему российского законодательства;
 раскрывать с опорой на справочный материал особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать с опорой на план гражданские правоотношения;
 раскрывать с опорой на справочный материал смысл права на труд;
 понимать роль трудового договора;
 знать особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
 характеризовать с опорой на план права и обязанности супругов, родителей, детей;
 характеризовать с опорой на справочный материал особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них с опорой на справочный материал;
 характеризовать с опорой на план специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
 понимать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать с опорой на алгоритм учебных действий несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными,
трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки проступка, правонарушения, преступления;
 анализировать с опорой на алгоритм учебных действий несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников; применять полученную
информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель
правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать после предварительного анализа сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их
становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять с опорой на справочный материал проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать после предварительного анализа основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей,
предпринимателей и наемных работников;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать с опорой на план основные экономические системы, экономические явления и процессы;
 характеризовать с опорой на план механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов и роль
конкуренции;
8

 объяснять после предварительного анализа роль государства в регулировании рыночной экономики;
 называть виды налогов с опорой на справочный материал;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать с опорой на справочный материал социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
 анализировать с опорой на алгоритм учебных действий информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа; несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 объяснять отдельные вопросы экономической жизни; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности; оценивать после предварительного анализа этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
 раскрывать с опорой на справочный материал рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
 характеризовать с опорой на план экономику семьи; анализировать с опорой на алгоритм учебных действий структуру семейного
бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
 объяснять связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных
источников;
 выполнять практические задания с опорой на алгоритм учебных действий, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
 оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики поведения потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере
деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет.

9

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».
Тема «Человек. Деятельность человека».
Содержание темы:
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные
периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности
людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого
себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Тема «Общество».
Содержание темы:
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни
общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное
российское общество, особенности его развития.
Тема «Социальные нормы».
Содержание темы:
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные принципы. Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и
различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема «Сфера духовной культуры».
Содержание темы:
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие
науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Тема «Социальная сфера жизни общества».
Содержание темы:
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов

10

семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Тема «Политическая сфера жизни общества».
Содержание темы:
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.
Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и
движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Тема «Гражданин и государство».
Содержание темы:
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного
строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и
управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Тема «Основы российского законодательства».
Содержание темы:
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и
виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность
малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Тема «Экономика».
Содержание темы:
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа
экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.

11

Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная
плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система
налогов, функции.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

12

Антикоррупционный компонент.
С учетом Методических рекомендаций по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, разработанных ФГБОУ ВПО
"Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", направленных письмом Минобрнауки от 03.08.2015 № 08-1189, в
целях развития правовой культуры и правосознания обучающихся, привития им ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод граждан,
формирования навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения, для развития знаний о противодействии коррупции, формирования
антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства, в содержание дисциплины (учебного предмета) «Обществознание»
интегрированы программы и мероприятия антикоррупционного воспитания, направленные на:
1) формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные
и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
2) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
3) формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
4) овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
5) формирование основ правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав.
Кроме того, учебный предмет "Обществознание" обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской
идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской
Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами.
Антикоррупционным элементом в программе дисциплины (учебного предмета) «Обществознание» являются следующие дидактические единицы:
раздел курса

Политика и право

Общество

дидактические единицы

Коррупционные правонарушения: виды,
ответственность.

Коррупция как вызов и угроза нормальному
состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных
факторов для общественных институтов.
Коррупция - социально опасное явление.

образовательный результат

- способность выявлять признаки коррупционного поведения;
- осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений);
- осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч.
коррупционного характера).
- способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных
отношений;
- способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям
коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;
- способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально
коррупциогенных ситуациях.

13

Человек;
Человек в системе
общественных
отношений

Экономика

Право

Политика как
общественное
явление

Правомерное поведение - как жизненный
ориентир и ценность.
Развитое правосознание и высокий уровень
правовой культуры - основа свободы
личности.
Мотивы коррупционного поведения.

- способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
- понимание значимости правовых явлений для личности;
- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
- приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в
рамках образовательной и иной деятельности;
- способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов.

Экономические издержки коррупции.
Влияние коррупции на экономическую
систему государства.
Экономические предпосылки коррупционных
явлений.

- приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим
отношениям;
- способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических
отношений.

Понятие коррупции.
Противодействие коррупции.
Коррупционные правонарушения: виды,
ответственность.

приобретение
знаний
об
основных
направлениях
государственной
антикоррупционной политики;
- приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае
привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в
различных сферах жизни общества.

Политические гарантии защиты от коррупции:
многопартийность, разделение властей,
свобода средств массовой информации; право
граждан участвовать в управлении делами
государства.

- способность определять роль политических институтов в системе противодействия
коррупции.

Антикоррупционные дидактические единицы в тематическом планировании указаны при изложении темы урока и отмечены знаком «*» при номере урока.

14

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока

Тема

тема урока

Человек. Деятельность человека

1

Биологическое и социальное в человеке.
Черты сходства и различий человека и животного.

2

Индивид, индивидуальность, личность.

3

Индивид, индивидуальность, личность.

4
5

Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями.
Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями.

класс

виды и формы деятельности по реализации
Программы воспитания

количество часов

23 часа

6 класс

Обсуждение

1 час

Обсуждение

2 часа

Обсуждение

1 час

Дискуссия

1 час

6

Особенности подросткового возраста.

Дискуссия

1 час

7

Способности и потребности человека.

Обсуждение

1 час

8

Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Обсуждение

1 час

9

Понятие деятельности.
Многообразие видов деятельности.

Обсуждение

1 час

10

Игра, труд, учение.

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

11
12

Познание человеком мира и самого себя.
Общение.
Познание человеком мира и самого себя.
Общение.

13

Роль деятельности в жизни человека и общества.

Обсуждение

1 час

14

Роль деятельности в жизни человека и общества.

Круглый стол

1 час

15

Человек в малой группе.
Межличностные отношения.

Обсуждение

1 час
15

16

Личные и деловые отношения.

Обсуждение

1 час

17

Лидерство.

Обсуждение

1 час

18

Лидерство

Деловая игра.

1 час

19*

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.

Обсуждение

1 час

20*

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.

Круглый стол

1 час

21

Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Обсуждение

1 час

22

Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Дискуссия

1 час

Круглый стол

1 час

23
Тема

24
25
26

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Человек. Деятельность человека».
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества.
Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Типы обществ.
Усиление взаимосвязей стран и народов.

12 часов

7 класс

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

27

Глобальные проблемы современности.

Обсуждение

1 час

28

Опасность международного терроризма.

Обсуждение

1 час

29

Экологический кризис и пути его разрешения.

Обсуждение

1 час

30

Экологический кризис и пути его разрешения.

Круглый стол

1 час

31

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Дискуссия

1 час

32

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Круглый стол

1 час
16

33

Современное российское общество, особенности его развития.

Обсуждение

1 час

34*

Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

35

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Общество».
Социальные нормы

6 класс
7 класс

6 класс = 6 часов
7 класс = 16 часов

22 часа

36

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Как усваиваются социальные нормы.

7 класс

Обсуждение

1 час

37

Общественные нравы, традиции и обычаи.

7 класс

Круглый стол

1 час

38

Общественные ценности.

7 класс

Обсуждение

1 час

39

Гражданственность и патриотизм.

7 класс

Круглый стол

1 час

40

Уважение социального многообразия.

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Круглый стол

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

6 класс

Круглый стол

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

6 класс

Круглый стол

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

Тема

41
42
43
44
45
46
47

Мораль, ее основные принципы.
Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор.
Роль морали в жизни человека и общества.
Золотое правило нравственности.
Гуманизм.
Добро и зло.
Гуманизм.
Добро и зло.
Долг.
Совесть.
Моральная ответственность.
Долг.
Совесть.
Моральная ответственность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия.

17

48
49

Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия.
Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте.

7 класс

Круглый стол

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

50

Отклоняющееся поведение.

7 класс

Обсуждение

1 час

51

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

7 класс

Обсуждение

1 час

52

Социальный контроль.

7 класс

Обсуждение

1 час

53

Социальная значимость здорового образа жизни.

7 класс

Обсуждение

1 час

54*
55*

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.
Коррупция - социально опасное явление.
Мотивы коррупционного поведения.

6 класс
7 класс

Обсуждение

6 класс – 1 час
7 класс – 1 час

«Социальные нормы».

6 класс
7 класс

Круглый стол

6 класс – 1 час
7 класс – 1 час

Сфера духовной культуры

8 класс

56,57
Тема

58
59
60

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме

Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования.

9 часов

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

61

Самообразование.

Обсуждение

1 час

62

Религия как форма культуры.
Мировые религии.
Роль религии в жизни общества.

Обсуждение

1 час

63

Свобода совести.

Обсуждение

1 час

64

Искусство как элемент духовной культуры общества.
Влияние искусства на развитие личности.

Дискуссия

1 час
18

65*
66
Тема

67
68
69
70
71
72
73
74
75,76
Тема

77

78

Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы
личности.

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

6 класс
8 класс

6 класс = 5 часов
8 класс = 5 часов

10 часов

8 класс

Обсуждение

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

8 класс

Дискуссия

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

Социальная политика Российского государства.

8 класс

Обсуждение

1 час

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Социальная сфера жизни общества».

6 класс
8 класс

Круглый стол

6 класс – 1 час
8 класс – 1 час

Политическая сфера жизни общества

9 класс

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Сфера духовной культуры».
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества.
Социальные общности и группы.
Социальный статус личности.
Социальные роли.
Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность.
Семья и семейные отношения.
Функции семьи.
Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи.
Досуг семьи.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация.
Национальное самосознание.
Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство.

Политика и власть.
Роль политики в жизни общества.
Государство, его существенные признаки.
Функции государства.
Внутренняя и внешняя политика государства.
Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

9 часов

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

19

79

80
81
82

Формы правления.
Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности.
Выборы и референдумы.
Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма.
Разделение властей.
Правовое государство.
Гражданское общество.
Местное самоуправление.

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

83

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Обсуждение

1 час

84*

Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение
властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в
управлении делами государства.

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

85
Тема

86
87
88
89
90
91

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Политическая сфера жизни общества».
Гражданин и государство
Наше государство – Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России.
Россия – федеративное государство.
Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы.

92*

Противодействие коррупции.

93

Гражданство Российской Федерации.

9 класс

11 часов

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Дискуссия

1 час

Обсуждение

1 час
20

94
95
96
Тема

97

98
99
100
101
102
103
104
105
106

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Гражданин и государства».
Основы российского законодательства
Система российского законодательства.
Источники права.
Нормативный правовой акт.
Правоотношения.
Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданско-правовых договоров.
Право собственности.
Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Семья под защитой государства.
Права и обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения.
Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона.
Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего.
Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних.

Обсуждение.
Дискуссия.

1 час

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

9 класс

13 часов

1 час

1 час
1 час
Обсуждение

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

Дискуссия

1 час
1 час
21

107
108*
109

Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
Правовое регулирование в сфере образования.
Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Понятие коррупции.
Противодействие коррупции.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

1 час

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Основы российского законодательства».

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

7 класс = 6 часов
8 класс = 20 час

26 часов

Экономика

7 класс
8 класс

110

Понятие экономики.
Роль экономики в жизни общества.
Товары и услуги.

8 класс

111

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

8 класс

112

Производство - основа экономики.
Распределение.
Обмен.
Потребление.

8 класс

1 час

113

Факторы производства.

8 класс

1 час

114

Производительность труда.
Разделение труда и специализация.

8 класс

115

Собственность.

8 класс

1 час

116

Торговля и ее формы.

8 класс

1 час

117

Реклама.

8 класс

Деловая игра

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

Тема

118
119
120

Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. (Инфляция).
Типы экономических систем.
Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль.

1 час
Обсуждение

Обсуждение

1 час

1 час

8 класс

1 час

8 класс

1 час
22

121

Рынок труда.
Каким должен быть современный работник.
Выбор профессии.

8 класс

Дискуссия

1 час

122

Заработная плата и стимулирование труда.

8 класс

Обсуждение

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

123
124
125

Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции.
Налогообложение граждан.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,
онлайн-банкинг.

126

Пенсионное обеспечение.

8 класс

Обсуждение

1 час

127

Защита от финансовых махинаций.

8 класс

Дискуссия

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Обсуждение
Дискуссия

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Деловая игра

1 час

7 класс
8 класс

Обсуждение

7 класс – 1 час
8 класс – 1 час

7 класс
8 класс

Круглый стол

7 класс – 1 час
8 класс – 1 час

128
129
130
131
132*
133*
134
135

Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы.
Личный финансовый план.
Сбережения.
Личный финансовый план.
Сбережения.
Экономические издержки коррупции.
Влияние коррупции на экономическую систему государства.
Экономические предпосылки коррупционных явлений.

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Экономика».

23

6-9 классы
тема

количество часов,
отводимых на изучение каждой темы

Человек. Деятельность человека.

23

Общество.

12

Социальные нормы.

22

Сфера духовной культуры.

9

Социальная сфера жизни общества.

10

Политическая сфера жизни общества.

9

Гражданин и государство.

11

Основы российского законодательства.

13

Экономика.

26

всего учебных часов за 6-9 классы

135

24

Распределение между 6, 7, 8 и 9 классами тем и количества часов, отводимых на изучение каждой темы:
6 класс
тема

количество часов, отводимых на изучение каждой темы

Человек. Деятельность человека
Социальные нормы
Социальная сфера жизни общества

23
6
5

всего учебных часов за 6 класс

34
7 класс

тема

количество часов, отводимых на изучение каждой темы

Общество
Социальные нормы
Экономика

12
16
6

всего учебных часов за 7 класс

34
8 класс

тема

количество часов, отводимых на изучение каждой темы

Сфера духовной культуры
Социальная сфера жизни общества
Экономика

9
5
20

всего учебных часов за 8 класс

34
9 класс

тема

количество часов, отводимых на изучение каждой темы

Политическая сфера жизни общества
Гражданин и государство
Основы российского законодательства

9
11
13

всего учебных часов за 9 класс

33

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».