Рабочая программа. Обществознание

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 4 к ООП ООО
Приказ № 110 от 30.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
уровень

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» составлена на основе:
-Конституции Российской Федерации
-Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями);
-ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования) утвержденного Приказом Минобрнауки России
от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020);
-Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, утвержденной коллегией Министерства Просвещения Российской Федерации 24.12.2018 и опубликованной на интернетсайте Минпросвещения России 30.12.2018;
-Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №156;
-Программы воспитания для уровня основного общего образования МАОУ-СОШ № 156.

класс

учебных недель

количество часов в неделю

количество часов за учебный год

6

34

1

34

7

34

1

34

8

34

1

34

9

33

1

33

количество часов за уровень

135

На учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования предусмотрено всего 135 часов – 1 час в неделю в расчете на
34 учебные недели в 6-8 классах и 33 учебные недели в 9 классе.

2

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».

Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и
языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения
нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной
жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование
готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся;
включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей
действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

3

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
(способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной
культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
При изучении учебного предмета «Обществознание» обучающиеся усовершенствуют уже приобретѐнные навыки работы с информацией и пополнят их. Они
смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения учебного предмета «Обществознание», как и других учебных предметов, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой
формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределѐнности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
1.

4

- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
2.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
3.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:

5

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные универсальные учебные действия:
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)
и делать выводы.
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные
быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
1.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

6

- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения
задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
3. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
4.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные универсальные учебные действия.

7

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
1.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
2.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

8

- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и
др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Человек. Деятельность человека»:
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности
человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать
собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих
здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Общество»:
Выпускник научится:

9

- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы.
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Социальные нормы»:
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Сфера духовной культуры»:
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;

10

- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Социальная сфера»:
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать
собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать
собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Политическая сфера жизни общества»:
Выпускник научится:

11

- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Гражданин и государство»:
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и
компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Основы российского законодательства»:
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

12

- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных
ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного
социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
В результате изучения в рамках учебного предмета «Обществознание» темы «Экономика»:
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать
рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные
данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания
и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы
трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

13

- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ».
Тема «Человек. Деятельность человека».
Содержание темы:
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные
периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности
людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого
себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения.
Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Тема «Общество».
Содержание темы:
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни
общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного
терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное
российское общество, особенности его развития.
Тема «Социальные нормы».
Содержание темы:
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы.
Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.Мораль, ее основные принципы. Нравственность.

14

Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг.
Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и
различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Тема «Сфера духовной культуры».
Содержание темы:
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие
науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент
духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Тема «Социальная сфера жизни общества».
Содержание темы:
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в
подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов
семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия –
многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.
Тема «Политическая сфера жизни общества».
Содержание темы:
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности.
Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и
движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Тема «Гражданин и государство».
Содержание темы:
Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного
строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и
управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации.
Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Тема «Основы российского законодательства».
Содержание темы:

15

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и
виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и
трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и
обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность
малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое
регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Тема «Экономика».
Содержание темы:
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа
экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность.
Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная
плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система
налогов, функции.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы
дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.
Антикоррупционный компонент.
С учетом Методических рекомендаций по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, разработанных ФГБОУ ВПО
"Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", направленных письмом Минобрнауки от 03.08.2015 № 08-1189, в
целях развития правовой культуры и правосознания обучающихся, привития им ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод граждан,
формирования навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения, для развития знаний о противодействии коррупции, формирования
антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства, в содержание дисциплины (учебного предмета) «Обществознание»
интегрированы программы и мероприятия антикоррупционного воспитания, направленные на:
1) формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные
и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
2) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
3) формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

16

4) овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
5) формирование основ правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав.
Кроме того, учебный предмет "Обществознание" обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской
идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной активной
позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской
Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами.
Антикоррупционным элементом в программе дисциплины (учебного предмета) «Обществознание» являются следующие дидактические единицы:
раздел курса

Политика и право

дидактические единицы

Коррупционные правонарушения: виды,
ответственность.

Общество

Коррупция как вызов и угроза нормальному
состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных
факторов для общественных институтов.
Коррупция - социально опасное явление.

Человек;
Человек в системе
общественных
отношений

Правомерное поведение - как жизненный
ориентир и ценность.
Развитое правосознание и высокий уровень
правовой культуры - основа свободы
личности.
Мотивы коррупционного поведения.

Экономика

Право

Экономические издержки коррупции.
Влияние коррупции на экономическую
систему государства.
Экономические предпосылки коррупционных
явлений.
Понятие коррупции.
Противодействие коррупции.

образовательный результат

- способность выявлять признаки коррупционного поведения;
- осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений);
- осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч.
коррупционного характера).
- способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных
отношений;
- способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям
коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;
- способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально
коррупциогенных ситуациях.
- способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
- понимание значимости правовых явлений для личности;
- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
- приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в
рамках образовательной и иной деятельности;
- способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов.
- приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим
отношениям;
- способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических
отношений.
приобретение
знаний
об
антикоррупционной политики;

основных

направлениях

государственной

17

Коррупционные правонарушения: виды,
ответственность.

Политика как
общественное
явление

Политические гарантии защиты от коррупции:
многопартийность, разделение властей,
свобода средств массовой информации; право
граждан участвовать в управлении делами
государства.

- приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае
привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в
различных сферах жизни общества.
- способность определять роль политических институтов в системе противодействия
коррупции.

Антикоррупционные дидактические единицы в тематическом планировании указаны при изложении темы урока и отмечены знаком «*» при номере урока.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока

Тема

тема урока

Человек. Деятельность человека

класс

виды и формы деятельности по реализации
Программы воспитания

количество часов

23 часа

6 класс

1

Биологическое и социальное в человеке.
Черты сходства и различий человека и животного.

Обсуждение

1 час

2

Индивид, индивидуальность, личность.

Обсуждение

2 часа

18

3
4
5

Индивид, индивидуальность, личность.
Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями.
Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями.

Обсуждение

1 час

Дискуссия

1 час

6

Особенности подросткового возраста.

Дискуссия

1 час

7

Способности и потребности человека.

Обсуждение

1 час

8

Особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Обсуждение

1 час

9

Понятие деятельности.
Многообразие видов деятельности.

Обсуждение

1 час

10

Игра, труд, учение.

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

11
12

Познание человеком мира и самого себя.
Общение.
Познание человеком мира и самого себя.
Общение.

13

Роль деятельности в жизни человека и общества.

Обсуждение

1 час

14

Роль деятельности в жизни человека и общества.

Круглый стол

1 час

15

Человек в малой группе.
Межличностные отношения.

Обсуждение

1 час

16

Личные и деловые отношения.

Обсуждение

1 час

17

Лидерство.

Обсуждение

1 час

18

Лидерство

Деловая игра.

1 час

19*

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.

Обсуждение

1 час

20*

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.

Круглый стол

1 час

21

Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Обсуждение

1 час
19

22
23
Тема

24
25
26

Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Человек. Деятельность человека».
Общество

Дискуссия

1 час

Круглый стол

1 час
12 часов

7 класс

Общество как форма жизнедеятельности людей.
Взаимосвязь общества и природы.
Развитие общества.
Общественный прогресс.
Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
Типы обществ.
Усиление взаимосвязей стран и народов.

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

27

Глобальные проблемы современности.

Обсуждение

1 час

28

Опасность международного терроризма.

Обсуждение

1 час

29

Экологический кризис и пути его разрешения.

Обсуждение

1 час

30

Экологический кризис и пути его разрешения.

Круглый стол

1 час

31

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Дискуссия

1 час

32

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Круглый стол

1 час

33

Современное российское общество, особенности его развития.

Обсуждение

1 час

34*

Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

35

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Общество».
Социальные нормы

6 класс
7 класс

6 класс = 6 часов
7 класс = 16 часов

22 часа

36

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе.
Как усваиваются социальные нормы.

7 класс

Обсуждение

1 час

37

Общественные нравы, традиции и обычаи.

7 класс

Круглый стол

1 час

Тема

20

38

Общественные ценности.

7 класс

Обсуждение

1 час

39

Гражданственность и патриотизм.

7 класс

Круглый стол

1 час

40

Уважение социального многообразия.

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Круглый стол

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

6 класс

Круглый стол

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

6 класс

Круглый стол

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Круглый стол

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

41
42
43
44
45
46
47
48
49

Мораль, ее основные принципы.
Нравственность.
Моральные нормы и нравственный выбор.
Роль морали в жизни человека и общества.
Золотое правило нравственности.
Гуманизм.
Добро и зло.
Гуманизм.
Добро и зло.
Долг.
Совесть.
Моральная ответственность.
Долг.
Совесть.
Моральная ответственность.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Основные признаки права.
Право и мораль: общее и различия.
Социализация личности.
Особенности социализации в подростковом возрасте.

50

Отклоняющееся поведение.

7 класс

Обсуждение

1 час

51

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

7 класс

Обсуждение

1 час

52

Социальный контроль.

7 класс

Обсуждение

1 час

53

Социальная значимость здорового образа жизни.

7 класс

Обсуждение

1 час
21

54*
55*
56,57
Тема

58
59
60

Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.
Коррупция - социально опасное явление.
Мотивы коррупционного поведения.

6 класс
7 класс

Обсуждение

6 класс – 1 час
7 класс – 1 час

«Социальные нормы».

6 класс
7 класс

Круглый стол

6 класс – 1 час
7 класс – 1 час

Сфера духовной культуры

8 класс

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме

Культура, ее многообразие и основные формы.
Наука в жизни современного общества.
Научно-технический прогресс в современном обществе.
Развитие науки в России.
Образование, его значимость в условиях информационного общества.
Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования.

9 часов

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

61

Самообразование.

Обсуждение

1 час

62

Религия как форма культуры.
Мировые религии.
Роль религии в жизни общества.

Обсуждение

1 час

63

Свобода совести.

Обсуждение

1 час

Дискуссия

1 час

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

6 класс
8 класс

6 класс = 5 часов
8 класс = 5 часов

10 часов

8 класс

Обсуждение

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

64
65*
66
Тема

67
68

Искусство как элемент духовной культуры общества.
Влияние искусства на развитие личности.
Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы
личности.

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Сфера духовной культуры».
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества.
Социальные общности и группы.
Социальный статус личности.
Социальные роли.
Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность.

22

69
70
71
72
73
74
75,76
Тема

77

78

79

80
81
82
83

Семья и семейные отношения.
Функции семьи.
Семейные ценности и традиции.
Основные роли членов семьи.
Досуг семьи.

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

8 класс

Дискуссия

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

6 класс

Обсуждение

1 час

Социальная политика Российского государства.

8 класс

Обсуждение

1 час

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Социальная сфера жизни общества».

6 класс
8 класс

Круглый стол

6 класс – 1 час
8 класс – 1 час

Политическая сфера жизни общества

9 класс

Социальные конфликты и пути их разрешения.
Этнос и нация.
Национальное самосознание.
Отношения между нациями.
Россия – многонациональное государство.

Политика и власть.
Роль политики в жизни общества.
Государство, его существенные признаки.
Функции государства.
Внутренняя и внешняя политика государства.
Межгосударственные отношения.
Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Формы правления.
Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим.
Демократия, ее основные признаки и ценности.
Выборы и референдумы.
Участие граждан в политической жизни.
Опасность политического экстремизма.
Разделение властей.
Правовое государство.
Гражданское общество.
Местное самоуправление.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

6 класс

9 часов

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час
23

84*
85
Тема

86
87
88
89
90
91

Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение
властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в
управлении делами государства.

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Политическая сфера жизни общества».
Гражданин и государство

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

9 класс

Наше государство – Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства.
Конституционные основы государственного строя Российской Федерации.
Государственные символы России.
Россия – федеративное государство.
Субъекты федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, его основные функции.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации.
Органы государственной власти и управления в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации.
Правоохранительные органы.

11 часов

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Обсуждение

1 час

Дискуссия

1 час

92*

Противодействие коррупции.

93

Гражданство Российской Федерации.

Обсуждение

1 час

Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Обсуждение.
Дискуссия.

1 час

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

94
95
96
Тема

97

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Гражданин и государства».
Основы российского законодательства
Система российского законодательства.
Источники права.
Нормативный правовой акт.

9 класс

13 часов

1 час
24

98
99
100
101
102
103
104
105

106

107
108*
109
Тема

Правоотношения.
Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений.
Понятие, виды и функции юридической ответственности.
Презумпция невиновности.
Гражданские правоотношения.
Основные виды гражданско-правовых договоров.
Право собственности.
Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав.
Право на труд и трудовые правоотношения.
Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.
Семья под защитой государства.
Права и обязанности детей и родителей.
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности административно-правовых отношений.
Административные правонарушения.
Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы.
Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона.
Цели наказания. Виды наказаний.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Особенности правового статуса несовершеннолетнего.
Права ребенка и их защита.
Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
Правовое регулирование в сфере образования.
Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Понятие коррупции.
Противодействие коррупции.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

1 час
1 час
Обсуждение

1 час
1 час
1 час
1 час
Дискуссия

1 час

1 час

1 час

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Основы российского законодательства».
Экономика

1 час

7 класс
8 класс

Обсуждение

1 час

Круглый стол

1 час

7 класс = 6 часов
8 класс = 20 час

26 часов

25

110

Понятие экономики.
Роль экономики в жизни общества.
Товары и услуги.

8 класс

111

Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

8 класс

112

Производство - основа экономики.
Распределение.
Обмен.
Потребление.

8 класс

1 час

113

Факторы производства.

8 класс

1 час

114

Производительность труда.
Разделение труда и специализация.

8 класс

115

Собственность.

8 класс

1 час

116

Торговля и ее формы.

8 класс

1 час

117

Реклама.

8 класс

Деловая игра

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

118
119
120
121
122
123
124
125

Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. (Инфляция).
Типы экономических систем.
Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность.
Издержки, выручка, прибыль.
Рынок труда.
Каким должен быть современный работник.
Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда.
Роль государства в экономике.
Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет.
Налоги: система налогов, функции.
Налогообложение граждан.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг,

1 час
Обсуждение

Обсуждение

1 час

1 час

8 класс

1 час

8 класс

1 час

8 класс

Дискуссия

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час

8 класс

Обсуждение

1 час
26

онлайн-банкинг.

126

Пенсионное обеспечение.

8 класс

Обсуждение

1 час

127

Защита от финансовых махинаций.

8 класс

Дискуссия

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Обсуждение
Дискуссия

1 час

7 класс

Обсуждение

1 час

7 класс

Деловая игра

1 час

7 класс
8 класс

Обсуждение

7 класс – 1 час
8 класс – 1 час

7 класс
8 класс

Круглый стол

7 класс – 1 час
8 класс – 1 час

128
129
130
131
132*
133*
134
135

Экономические функции домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств.
Семейный бюджет.
Источники доходов и расходов семьи.
Активы и пассивы.
Личный финансовый план.
Сбережения.
Личный финансовый план.
Сбережения.
Экономические издержки коррупции.
Влияние коррупции на экономическую систему государства.
Экономические предпосылки коррупционных явлений.

Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
«Экономика».

6-9 классы
тема
Человек. Деятельность человека.

количество часов,
отводимых на изучение каждой темы
23

27

Общество.

12

Социальные нормы.

22

Сфера духовной культуры.

9

Социальная сфера жизни общества.

10

Политическая сфера жизни общества.

9

Гражданин и государство.

11

Основы российского законодательства.

13

Экономика.

26

всего учебных часов за 6-9 классы

135

Распределение между 6, 7, 8 и 9 классами тем и количества часов, отводимых на изучение каждой темы:
6 класс
тема

количество часов, отводимых на изучение каждой темы

Человек. Деятельность человека
Социальные нормы
Социальная сфера жизни общества

23
6
5

всего учебных часов за 6 класс

34
7 класс

28

тема

количество часов, отводимых на изучение каждой темы

Общество
Социальные нормы
Экономика

12
16
6

всего учебных часов за 7 класс

34
8 класс

тема

количество часов, отводимых на изучение каждой темы

Сфера духовной культуры
Социальная сфера жизни общества
Экономика

9
5
20

всего учебных часов за 8 класс

34
9 класс

тема

количество часов, отводимых на изучение каждой темы

Политическая сфера жизни общества
Гражданин и государство
Основы российского законодательства

9
11
13

всего учебных часов за 9 класс

33

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».