Образовательная программа дополнительного образования

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительных
общеобразовательных программ:
Результаты реализации образовательной программы дополнительного
образования:
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
образовательной программы дополнительного образования.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержательная модель системы дополнительного образования.
2.2. Содержание дополнительного образования. Аннотации к программам.
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план дополнительного образования.
3.2. Таблица учебного плана дополнительного образования. Примерная
таблица учебного плана дополнительного образования на бюджетной основе.
3.3. Календарный учебный график.
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования (далее ОП
ДО) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы № 156 (далее – Школа) разработана в
соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, в
соответствии Программой развития и Уставом Школы с учетом
особенностей
образовательного
учреждения
и
образовательных
потребностей, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Программа призвана создавать условия для осуществления и расширения
дополнительного образования, в интересах повышения качества
образовательного процесса в школе.
Нормативно-правовая основа ОП ДО:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ,
от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от
03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от
27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, от 28.06.2014 № 182-ФЗ, от
21.07.2014 № 216-ФЗ, от 21.07.2014 № 256-ФЗ, от 21.07.2014 № 262-ФЗ, от
31.12.2014 № 489-ФЗ, от 31.12.2014 № 500-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от
29.06.2015 № 160-ФЗ, от 29.06.2015 № 198-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от

13.07.2015 № 238-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от
04.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ).
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р);
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей
от 11.12. 2006 г. №06-1844;
5. Письмо Минобрнауки России Методические рекомендации по
проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки
России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» с изменениями и дополнениями, в ред. от
31.12.2015г.).8.
Федеральные
требования
к
образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки
России от 4 октября 2010 г. № 986).
9. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и ор-ганизации обучения в общеобразовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189)
10.Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 "О
государственной программе "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
11.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года».
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества,
привели к процессу формирования и реализации современной модели
образования, обеспечивающей повышение доступности качественного
образования в соответствии с требованиями инновационного развития
экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина,
определили новые подходы к содержанию образования.
Согласно ФГОС общего образования (уровень начального общего и
основного общего образования, ГОС (2004г.) успешность современного

человека определяют ориентированность на знания и использование новых
технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное
использование своего времени и проектирование своего будущего, активное
финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и
безопасный образ жизни.
В Концепции развития дополнительного образования детей
(Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р) отмечено, что в XXI веке приоритетом образования должно стать
превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство,
определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где
воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию,
творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям
многонациональной культуры российского народа.
Концепция развития дополнительного образования детей направлена на
воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как
социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к
познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена
дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого
вариативного образования, обеспечивающего
конкурентоспособность
личности, общества и государства. В дополнительном образовании детей
познавательная активность личности выходит за рамки собственно
образовательной среды в сферу разнообразных социальных практик.
Важнейшей составляющей воспитательной системы школы являются
объединения дополнительного образования. Деятельность обучающихся в
объединениях дополнительного образования создает благоприятные условия
для развития интересов и способностей, социального опыта, динамики
позиции в коллективе и в целом творческой личности.
Характеристика дополнительного образования в Концепции включает
следующие аспекты:
• участие в вариативных развивающих образовательных программах на
основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами,
склонностями и ценностями;
• возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ,
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет
особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными
возможностями здоровья);
• право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ,
педагогов и организаций;
•неформализованность
содержания
образования,
организации
образовательного
процесса,
уклада
организаций
дополнительного
образования;
• вариативный характер оценки образовательных результатов;
•тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного

персонального продукта и его публичную презентацию;
• возможность на практике применить полученные знания и навыки; •
разновозрастный характер объединений;
• возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
1.2. Цели дополнительной общеобразовательной программы:
• создание необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
•
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом, научно- техническим
творчеством;
• формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержка талантливых учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов.
Задачи дополнительной общеобразовательной программы:
-обеспечить реализацию права учащихся на дополнительное образование;
-определить оптимальные условия создания единого образовательного
пространства, интегрирующего общее и дополнительное образование
обучающихся;
- обеспечить изучение интересов и потребностей учащихся в
дополнительном образовании;
- создать условия для привлечения к занятиям в системе
дополнительногообразования детей большего числа учащихся среднего и
старшего возраста; - определить содержание дополнительного образования
детей, его форм и методов работы с учащимися с учетом их возраста и
интересов;
- развивать творческий потенциал личности;
- создавать максимальные условия для освоения учащимися духовных и
культурных ценностей;
-воспитывать уважение к истории, культуре своего и других народов и
обеспечить ориентацию в информационном и медийном пространстве;
- обеспечить сохранение психического и физического здоровья учащихся; обеспечить
раскрытие личностных особенностей обучающегося в
благоприятном эмоциональном климате разновозрастных коллективов;
- формировать у обучающихся устойчивость к асоциальным явлениям; -

обеспечить профилактику вредных привычек;
- развивать способности к адаптации в современном мире, коммуникативных
качеств в сфере общения со сверстниками, взрослыми современными
средствами информационной культуры.

1.3.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеобразовательной программы

·
·

·

·
·
·

·

Социальный заказ на выпускника школы складывается из следующих
компонентов:
готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего,
умственному);
· готовности к дальнейшему образованию;
сформированности естественно-научного и социально – философского
мировоззрения;
· сформированности общей культуры;
· сформированности потребностей и умений творческой деятельности;
сформированности
педагогических умений, необходимых и в
семейной, и в социальной жизни;
· сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на
основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста,
способностей,
интересов, склонностей, развития) в условиях
специально организованной деятельности.
Результаты реализации
дополнительной образовательной программы образования:
· увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей;
воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу;
· воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве;
· укрепление здоровья воспитанников;
· развитие творческой активности каждого учащегося;
· укрепление связи между семьёй и образовательной организацией; ·
создание оптимальных условий для развития и отдыха учащихся;
расширение
возможностей для творческого развития личности
учащегося, реализации его интересов; творческая
самореализация
учащихся;
· формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; ·
психологический комфорт и социальная защищенность каждого

·
·
·
·
·

ребенка;
· сохранение имиджа школы , развитие традиций школы; · формирование
единого воспитывающего пространства; · развитие ученического
самоуправления на всех уровнях;
вовлечѐнность учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, и
≪группы риска≫ в систему дополнительного образования школы;
активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и
проектах различного уровня;
целенаправленная организация свободного времени большинства
учащихся школы;
создание условий для привлечения родителей к организации и
кружков, факультативов, секций;
внедрение в образовательный процесс современных технологий
развития творческих способностей обучающихся.
В конечном счете достижение основной цели программы – достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
дополнительной общеобразовательной программы

· участие в соревнованиях, конкурсах, конференциях школьного, районного
городского, областного и федерального уровней;
· итоговые выставки творческих работ; презентации итогов работы объединений;
· открытые мероприятия для родителей.
·
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой
культуры,
осознанного
отношения
к
профессиональному
самоопределению;
· создание в школе единой системы дополнительного образования, которая
будет способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
· расширение
различных
видов
деятельности
в
системе
дополнительного
образования детей
для наиболее
полного
удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по
интересам;
· увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в
определенных видах деятельности;
2.1. Содержательная модель системы дополнительного образования.
Характеристика дополнительного образования в Концепции включает
следующие аспекты:
• участие в вариативных развивающих образовательных программах на
основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами,

склонностями и ценностями;
• возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ,
выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет
особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными
возможностями здоровья);
• право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ,
педагогов и организаций;
•неформализованность
содержания
образования,
организации
образовательного
процесса,
уклада
организаций
дополнительного
образования;
• вариативный характер оценки образовательных результатов;
•тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного
персонального продукта и его публичную презентацию;
• возможность на практике применить полученные знания и навыки; •
разновозрастный характер объединений;
• возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
При организации дополнительного образования детей школа опирается
на следующие приоритетные принципы:
1. Принцип доступности.
Дополнительное образование - образование доступное. Здесь могут
заниматься любые дети - еще не нашедшие своего особого призвания;
одаренные; с особенностями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом
система дополнительного образования детей является своего рода
механизмом
социального
выравнивания
возможностей
получения
персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации
принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность
предоставляемых школой услуг.
2. Принцип природосообразности.
В дополнительном образовании детей все программы отвечают тем или
иным потребностям и интересам детей, они как бы идут за ребенком.
3. Принцип индивидуальности.
Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение
знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе
образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного
объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в
первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп,
качество его работы - не подвергать порицаниям. Тесно взаимосвязаны
между собой принцип свободного выбора и ответственности и принцип
развития.
4. Принцип свободного выбора и ответственности.
Это принцип предоставляет обучающемуся и педагогу возможность
выбора и построения индивидуального образовательного маршрута:
программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа

продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного
развития каждого и оптимально удовлетворяющих интересы, потребности,
возможности творческой самореализации.
5. Принцип развития.
Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая
обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого
обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания,
форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном
процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в
организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует
его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к
самообразованию.
6. Принцип системности.
Прослеживается во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования. Органическая связь общего, дополнительного
образования и образовательно- культурного досуга детей способствует
обогащению образовательной среды школы новыми возможностями
созидательно творческой деятельности.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание
необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в
современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов
поведения, присущих российскому и мировому обществу.
8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой
динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся
потребности
детей,
своевременную
корректировку
содержания
образовательных программ. А это, как известно, и есть самый мощный
стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету.
9. Принцип ориентации на приоритеты духовно-нравственного
воспитания и развития личности гражданина России
предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности,
развитие чувственно-эмоциональной сферы ученика, нравственнотворческого отношения и является доминантой программ дополнительного
образования,
всей
жизнедеятельности
воспитанников,
педагогов,
образовательной среды.
10. Принцип диалога культур.
Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий
для развития общей культуры личности, но и через диалог культур,
организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических
ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного
образования
траектория эстетического воспитания, восприятия и
переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты
развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне

его. Результатом данной ориентации являются эстетическо-ценностные и
эстетическо-творческие возможности воспитанников.
11. Принцип деятельностного подхода
Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
для каждого ребёнка.
12. Принцип творчества в реализации системы дополнительного
образования означает, что творчество рассматривается как универсальный
механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир
культуры, формирование социально значимой модели существования в
современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к
самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно
создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного
процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие
(создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.)
- творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
13. Принцип разновозрастного единства.
Система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество
обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных
объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность,
лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы
других.
14. Принцип поддержки инициативности и активности
Реализация дополнительного образования предполагает инициирование,
активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
15. Принцип открытости системы
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений культуры и образования Чкаловского района направлена на
обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для
духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его
творческих и образовательных потребностей.
Функции дополнительной общеобразовательной программы: •
образовательная – обучение ребенка по дополнительным
программам, получение им новых знаний;
• воспитательная – обогащение культурного слоя общеобразовательного
учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой
основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей
их приобщение к культуре;
• информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);• коммуникативная – это расширение возможностей, круга
делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в
свободное время;

• профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально
значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов
ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.
• интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;
• социализация – освоение ребенком социального опыта, приобретение им
навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств,
необходимых для жизни;
• самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Технологии и методы реализации
дополнительной общеобразовательной программы
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного
подхода:
1.Личностно-ориентированное обучение;
2.Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход,
индивидуализация обучения, метод проектов);
3.Коллективный способ обучения.
4.Технологии адаптивной системы обучения;
5.Педагогика сотрудничества;
6.Технология КТД;
7.Технология ТРИЗ;
8.Проблемное обучение;
9.Коммуникативная технология;
10.Игровые технологии;
11.Технологии развивающего обучения;
2. Содержательный раздел
2.1. Содержательная модель системы дополнительного образования.
Структура
и содержание дополнительной общеобразовательной
программы
МАОУ - СОШ
№
156
представлена
следующими
направленностями: общекультурной, физкультурно-спортивной и социально педагогической.
Задачами программы общекультурной направленности являются:
формирования социальной активности детей, интеллектуального развития;
развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и
коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению
ключевыми компетентностями, самостоятельному приобретению и

интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному
разрешению проблем, осознанному использованию информационных и
коммуникационных технологий.
Целесообразность
программ
физкультурно-спортивной
направленности продиктована снижением двигательной активности
школьников, которая сказывается на состоянии здоровья, физическом
развитии и физической подготовленности детей. Данные программы
призваны сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни. Мир игр и спорта
охватывает и увлекает детей. Эта направленность реализуется через
спортивные секции: «Волейбол», «ГТО».
Задачами программы социально- педагогической направленности
являются: формирование у обучающихся ценностей и представлений о
понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»;
ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; готовности
осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в
том числе, риском употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм
для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере
незаконного оборота наркотических веществ
Вся система работы дополнительного образования в МАОУ СОШ № 156
направлена на формирование у обучающихся способностей, интересов и
умений, необходимых для успешного функционирования в обществе, в
раскрытии их индивидуально-творческого потенциала, в формировании
позитивного отношения к себе и к окружающей действительности.
Каждая из программ – это документ, отражающий педагогическую
концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, с учётом
условий, методов и технологий достижения целей, а также предполагаемого
результата.
Программа раскрывает структуру организации, последовательность
осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение
образовательного процесса, является индивидуальным образовательным
маршрутом личности, содержащим возможности выхода на определенный
уровень образованности и решению задач приоритетного направления
школы. Образовательные программы дополнительного образования
предназначены для работы с детьми от 6 до 18 лет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».