МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 156
Приложение № ___ к ФОП ООО
Приказ № 99 от 29.08.2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
для обучающихся 10 – 11 классов
Пояснительная записка
Учебная программа разработана на основе учебника «Технология» (базовый
уровень) для учащихся 10-11 классов. Москва.: Вентана-Граф, 2015. Авторы:
В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, О.П. Очинин, Д.В. Виноградов.
Учебник предназначен для учащихся непрофильного, или универсального, уровня
обучения. Книга освещает широкий спектр актуальных проблем современной технологии,
развивает качества креативности, учит нестандартному творческому подходу к решению
насущных задач, готовит старшеклассников к активной профессиональной деятельности.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего
общего образования.
Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объеме 102 часов,
из расчета: в 10 классе – 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 классе - 68 часов в год (2 часа
в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Цели программы:
•
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в
общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой,
проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной
деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и
построения профессиональной карьеры;
•
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности,
проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с
учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных
планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными
особенностями;
•
развитие технического мышления, пространственного воображения,
способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения
практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса
в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового
сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
•
воспитание уважительного отношения к технологии как части
общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
•
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности
на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного
профессионального образования.
•
Задачи предмета:
•
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам
организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
•
ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими
возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в
условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;
•
сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
•
воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику
предпринимательской деятельности;
•
ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и
умений
в
конечный
потребительский
продукт
посредством
организации
предпринимательской деятельности;
•
ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг;
•
ведущими предприятия региона;
•
творческими методами решения технологических задач;
•
назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях;
•
основными функциями менеджмента на предприятии;
•
основными формами оплаты труда;
•
порядком найма и увольнения с работы;
•
содержанием труда управленческого персонала и специалистов
распространенных профессий;
•
устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ;
•
источниками информации о вакансиях для профессионального образования и
трудоустройства;
•
путями получения профессионального образования и трудоустройства;
•
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ
самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
•
воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие,
гуманность, порядочность.
Содержание учебного предмета
Программа предусматривает освоение материала по следующим сквозным
образовательным линиям:
•
технологическая культура производства;
•
распространенные технологии современного производства;
•
культура, эргономика и эстетика труда;
•
получение, обработка, хранение и использование технической и
технологической информации;
•
основы черчения, графики, дизайна;
•
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
•
знакомство с миром профессий; выбор учащимися жизненных,
профессиональных планов;
•
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье
человека;
•
методы технической, творческой, проектной деятельности;
•
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и
техники.
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии
исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и
профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими
технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома
и сельскохозяйственные технологии).
Данная программа позволяет получить представление о целях, содержании,
воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает
распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа включает
рекомендуемую последовательность, которую можно изменять с учетом оснащенности
школ, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности.
Отличие данной разработки состоит в том, что она учитывает интересы как девочек,
так и мальчиков, давая им возможность получить первичные представления о всех разделах
программы и профессиональные знания и умения по широкому кругу профессий,
интересных для обеих категорий обучающихся, облегчающих процесс социальной
адаптации, помогающих активизировать и углубить их познавательную деятельность.
Изделия для практических работ выбираются учителем и могут варьироваться в
зависимости от степени подготовленности учащихся, их пола, интересов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
•
планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и
формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность
итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ;
составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации
замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты
выполнения проекта;
•
представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными
видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять
проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
•
организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе
установленных норм и стандартов, поиск новых технологических решений, планировать и
организовывать технологический процесс с учѐтом имеющихся ресурсов и условий;
•
осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку
проекта, давать примерную оценку цены произведенного продукта как товара на рынке;
разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Современное производство и профессиональное самоопределение
Выпускник научится построению 2-3 вариантов личного профессионального плана
и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов
и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их
востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться:
•
планировать профессиональную карьеру;
•
рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
•
ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению
образования;
•
оценивать свои возможности и возможности своей семьи для
предпринимательской деятельности.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»:
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности
в области предметной технологической деятельности;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического
труда;
•
самооценка умственных и физических способностей при трудовой
деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
•
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности,
выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
•
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду;
•
становление
самоопределения
в
выбранной
сфере
будущей
профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной
карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной
и эффективной социализации;
•
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ
или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
•
проявление технико-технологического и экономического мышления при
организации своей деятельности;
•
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере
технологий, рациональному ведению домашнего хозяйства;
•
формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и
хозяйственным ресурсам;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование
индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:
•
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и
формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности;
•
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой
деятельности;
•
определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
•
комбинирование известных алгоритмов технического и технологического
творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
•
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных
творческих работ по созданию изделий и продуктов;
•
виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и
технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и
практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
•
осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и
регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по
обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной
или письменной форме результатов своей деятельности;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ);
выбор
для
решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных;
•
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем
и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание вклада своей
познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
•
оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности
по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок
или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
•
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в
соответствии с технологической культурой производства;
•
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения
нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и
коллективе требованиям и принципам;
•
формирование и развитие экологического мышления; умение применять его
в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология»:
В познавательной сфере:
•
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и
преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также
соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и
возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
•
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской
деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя;
объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
•
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования,
применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья,
материалов и областей их применения;
•
развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; рациональное
использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для
проектирования и создания объектов труда;
•
овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации; методами чтения
технической, технологической и инструктивной информации;
•
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по
предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления
технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности
деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
•
овладение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; элементами научной организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
•
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор
материалов с учетом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов,
приспособлений и оборудования с учетом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
•
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование
последовательности операций и составление операционной карты работ;
•
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм,
стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины, норм и
правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
•
выбор средств и видов представления технической и технологической
информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
•
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным
критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
•
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчет
себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с
учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
В мотивационной сфере:
•
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной
деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда;
•
согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
•
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору
профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или
будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего
специального образования;
•
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или
сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской
деятельности;
•
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов,
денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда
и выполнении работ;
В эстетической сфере:
•
овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка
варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
•
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учетом требований
эргономики и элементов научной организации труда;
•
умение выражать себя в доступных видах и формах художественноприкладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальное
планирование работ;
•
рациональный выбор рабочего костюма и опрятность рабочей одежды;
•
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка;
стремление внести красоту в домашний быт;
В коммуникативной сфере:
•
практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои
действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации,
оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать
адекватные стратегии коммуникации;
•
установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной
кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного
взаимодействия со сверстниками и учителями;
•
сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением
выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции
невраждебным для оппонентов образом;
•
адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение
монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта
изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
•
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение
необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
•
соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с
учетом технологических требований;
•
сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание программы 10 класс
В связи спецификой предмета, практические занятия ведутся на всех уроках
Раздел «Технология проектирования изделий»
Проектирование как создание новых объектов действительности. Особенности
современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Техникотехнологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы
проектирования. Законы художественного проектирования. Экспертиза и оценка изделия.
Алгоритм проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения
творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач.
Процесс решения - мозговой штурм и метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных
вопросов. Синектика, применение морфологического анализа при решении задач.
Эврические методы, основанные на ассоциации. Алгоритмический метод решения
изобретательных задач. Защита интеллектуальной собственности.
Раздел «Творческая проектная деятельность»
Исследовательский творческий проект и его защита. Разработка творческого дизайнпроекта. Выбор объекта проектирования. Требования к выбору объекта. Банк идей.
Экспертиза изделия. Выбор материала. Проектная документация. Оценка качества и
материальных затрат объекта проектной деятельности. Анализ результатов проектной
деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда.
Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием
Применение основных методов творческого решения практических задач для создания
продуктов труда.
Раздел «Технологии в современном мире»
Технология и техносфера. Технологические уклады. Связь технологии с наукой,
техникой и производством. Технологии энергетики. Технологии индустриального
производства. Технологии производства сельскохозяйственной продукции. Технологии
легкой промышленности и пищевых производств. Природоохранные технологии.
Перспективные направления развития современных технологий. Новые принципы
организации современного производства.
Раздел «Художественные ремесла. Основы работы с кожей»
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества.
Основные сведения из истории, основы работы с кожей. Декоративные приемы и элементы.
Обновление старой кожи. Окрашивание кожи. Сушка кожи. Как разгладить кожу. Подбор
инструментов и принадлежностей. Предварительная работа. Культура труда. Оборудование
рабочего места. Основные способы соединения и крепления кожи. Способы термической
обработки кожи: обработка кожи на свече. Обработка кожи на электроплитке.
Изготовление эскиза изделия. Перевод выкроек и изготовление трафаретов. Выкраивание
деталей изделия из кожи. Обработка деталей изделия на свече. Обработка деталей изделия
на электроплитке. Правила безопасной работы. Соединение деталей изделия. Выполнение
изделия из кожи.
Содержание программы 11 класс
Раздел «Технологии в современном мире»
Перспективные направления развития современных технологий. Новые
универсальные технологии. Современные электротехнологии. Лучевые технологии.
Ультразвуковые технологии, Плазменная обработка. Технология послойного
прототипирования. Нанотехнологии. Новые принципы организации современного
производства. Автоматизация технологических процессов.
Раздел «Профессиональное самоопределение и карьера»
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда
Профессиональная деятельность. Разделение труда. Специализация труда. Формы
разделения труда. Структура и организация производства в профессиональной
деятельности.
Сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности. Сферы
профессиональной деятельности. Предмет труда. Процесс. Средства труда, орудия труда.
Планирование профессиональной карьеры.
Нормирование труда. Оплата труда. Система нормирования труда, её назначение.
Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.
Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка.
Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы
расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда. Определение видов оплаты
труда для различных профессий.
Понятие культуры труда. Профессиональная этика. Понятие культуры труда и её
составляющие. Технологическая дисциплина. Организация рабочего места. Дизайн рабочей
зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности
труда. Эффективность трудовой деятельности.
Профессиональное становление личности. Профессиональная карьера. Этапы
профессионального становления. Профессиональная компетентность. Составление плана
своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий. Виды профессионального образования. Составление
рейтинга профессий и должностей в своем регионе. Трудоустройство. С чего начать?
Профессиональное резюме. Формы самопрезентации для профессионального образования
и трудоустройства. Автобиография.
Раздел «Творческая проектная деятельность»
Разработка творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная
карьера». Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием
Применение основных методов творческого решения практических задач для создания
продуктов труда. Оценка качества материального объекта или услуги, технологического
процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и
результатов труда.
Раздел «Художественные ремесла. Вязание крючком»
История возникновения вязания крючком. Материалы и инструменты. Подготовка пряжи к
работе. Хранение вязанных изделий. Особенности ВТО трикотажа. Условные обозначения
при вязании крючком, схемы вязания. Воздушные петли, полустолбики, столбики без
накида, столбики с накидом. Вязание крючком по кругу. Прибавление столбиков,
увеличение полотна. Использование в работе нескольких цветов. Подготовка пряжи к
работе, подбор крючка. Набор петель, вязание цепочки воздушных петель; выполнение
образцов вязания столбиками без накида, столбиками с накидом. вязание начального ряда
по кругу; увеличение полотна в форме квадрата, по кругу; вязание по кругу пряжей разных
цветов. ВТО готового изделия.
Тематическое планирование 10 класс
Количество часов
№
п/п
1
2
3
4
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контроль
ные
работы
Практи
ческие
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Технология проектирования изделий
10
1
Единая коллекция ЦОР
Творческая проектная деятельность
5
1
Единая коллекция ЦОР
Технологии в современном мире
4
Художественные ремёсла. Обработка
кожи
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
15
34
Единая коллекция ЦОР
1
3
Тематическое планирование 11 класс
Количество часов
Единая коллекция ЦОР
№
п/п
1
2
Наименование разделов и тем
программы
Контроль
ные
работы
Всего
Технологии в современном мире
10
Профессиональное самоопределение и
16
карьера
3
4
Творческая проектная деятельность
8
Художественные ремёсла. Вязание
34
Практи
ческие
работы
1
Единая коллекция ЦОР
1
Единая коллекция ЦОР
Единая коллекция ЦОР
Единая коллекция ЦОР
1
крючком
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
68
3
Поурочное планирование 10 класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
2
Раздел «Технология проектирования изделий»
Введение. Ознакомление с курсом. Инструктажи по
1
ТБ. Особенности современного проектирования
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
1
1
9
Законы художественного проектирования. Экспертиза
и оценка изделия.
Алгоритм проектирования. Банк идей. Методы
решения творческих задач
Логические и эврические методы решения задач. Как
ускорить процесс решения творческих задач.
Метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных
вопросов. Синектика
Морфологический анализ. Эврические методы,
основанные на ассоциации. Метод фокальных
объектов.
Дизайн отвечает потребностям. Мысленное
построение нового изделия
Научный подход в проектировании изделий
10
Материализация проекта
1
3
4
5
6
7
8
Контро
льные
работы
1
Практи
ческие
работы
13.09
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
1
1
Раздел «Творческая проектная деятельность»
11
12
13
14
15
16
4
Творческий проект
Единая коллекция
ЦОР
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Раздел «Технологии в современном мире»
1
Технология и техносфера. Технологические уклады.
Связь технологии с наукой, техникой и производством
1
1
Единая коллекция
ЦОР
Технологии электроэнергетики. Использование
1
альтернативных источников энергии
Технологии индустриального производства.
1
Технологии производства сельскохозяйственной
продукции.
Технологии легкой промышленности и пищевых
1
производств. Природоохранные технологии
Раздел «Художественные ремёсла. Обработка кожи»
Единая коллекция
ЦОР
Традиционные виды рукоделия и декоративноприкладного творчества
Основы работы с кожей. Основные сведения из
истории
Декоративные приемы и элементы. Инструменты и
материалы. Подготовка рабочего места. Инструктаж
по ТБ
Обновление старой кожи. Окрашивание кожи. Сушка
кожи. Как разгладить кожу.
Основные способы соединения и крепления кожи.
1
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
1
26
Способы термической обработки кожи: обработка
кожи на свече. Обработка кожи на электроплитке.
Изготовление эскиза изделия.
27
Перевод выкроек и изготовление трафаретов
1
28
1
29
Выкраивание деталей изделия из кожи. Обработка
деталей изделия на свече. Правила безопасной работы
Соединение деталей изделия
30
ИТОГОВАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
31
Творческогий проект «Изделие из кожи»
1
32
Творческогий проект «Изделие из кожи»
1
33
Творческогий проект «Изделие из кожи»
1
34
Защита проекта
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
1
1
1
1
34
1
20.12
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
3
Поурочное планирование 11 класс
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
1
2
3
4
5
Раздел «Технология проектирования изделий»
Введение. Ознакомление с курсом. Инструктажи по
1
ТБ. Особенности современного проектирования
ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
1
Законы художественного проектирования. Экспертиза
и оценка изделия.
Алгоритм проектирования. Банк идей. Методы
решения творческих задач
Логические и эврические методы решения задач. Как
ускорить процесс решения творческих задач.
1
Контро
льные
работы
1
Практи
ческие
работы
15.09
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
1
9
Метод обратной мозговой атаки. Метод контрольных
вопросов. Синектика
Морфологический анализ. Эврические методы,
основанные на ассоциации. Метод фокальных
объектов.
Дизайн отвечает потребностям. Мысленное
построение нового изделия
Научный подход в проектировании изделий
10
Материализация проекта
1
6
7
8
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
1
1
Раздел «Творческая проектная деятельность»
11
12
13
14
15
4
Творческий проект
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Раздел «Технологии в современном мире»
Единая коллекция
ЦОР
1
1
22.12
Технология и техносфера. Технологические уклады.
1
Связь технологии с наукой, техникой и производством
Технологии электроэнергетики. Использование
1
альтернативных источников энергии
Технологии индустриального производства.
1
Технологии производства сельскохозяйственной
продукции.
Технологии легкой промышленности и пищевых
1
производств. Природоохранные технологии
Раздел «Художественные ремёсла. Обработка кожи»
Единая коллекция
ЦОР
Традиционные виды рукоделия и декоративноприкладного творчества
Основы работы с кожей. Основные сведения из
истории
Декоративные приемы и элементы. Инструменты и
материалы. Подготовка рабочего места. Инструктаж
по ТБ
Обновление старой кожи. Окрашивание кожи. Сушка
кожи. Как разгладить кожу.
Основные способы соединения и крепления кожи.
1
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
1
26
Способы термической обработки кожи: обработка
кожи на свече. Обработка кожи на электроплитке.
Изготовление эскиза изделия.
27
Перевод выкроек и изготовление трафаретов
1
28
1
29
Выкраивание деталей изделия из кожи. Обработка
деталей изделия на свече. Правила безопасной работы
Соединение деталей изделия
30
ИТОГОВАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
1
31
Творческогий проект «Изделие из кожи»
1
32
Творческогий проект «Изделие из кожи»
1
33
Творческогий проект «Изделие из кожи»
1
34
Защита проекта
1
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
1
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
1
1
1
1
1
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
Единая коллекция
ЦОР
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
№
1,2
3,4
5,6
7,8
9,10
11,12
13,14
15,16
17,18
19,20
21,22
23,24
25,26
27
28-30
31-32
33-34
35,36
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48
49,50
51,52
34
3
Тема урока
Дата проведения
Раздел «Технологии в современном мире»
Перспективные направления развития современных технологий.
Новые универсальные технологии.
Современные электротехнологии. Лучевые технологии.
Ультразвуковые технологии.
Плазменная обработка. Технологии послойного
прототипирования. Нанотехнологии
Практическая работа «Создание презентации «Новые
перспективные технологии»
Новые принципы организации современного производства.
Автоматизация технологических процессов.
Раздел «Профессиональное самоопределение и карьера»
Понятие профессиональной деятельности. Структура и
организация производства
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной
деятельности Практическая работа «Планирование
профессиональной карьеры»
Нормирование и оплата труда.Практическая работа.
Определение видов оплаты труда для различных профессий
Культура труда. Профессиональная этика. Практическая работа.
Этические нормы моей будущей профессии.
Профессиональное становление личности, его этапы.
Профессиональная карьера. Практическая работа. Составление
плана своей будущей профессиональной карьеры
Подготовка к профессиональной деятельности. Рынок труда и
профессий. Виды профессионального образования
Практическая работа. Виды профессионального образования и
учебные заведения региона. Составление рейтинга профессий и
должностей своего региона
Трудоустройство. С чего начать? Профессиональное резюме.
Формы самопрезентации для профессионального образования и
трудоустройства. Автобиография
Раздел «Творческая проектная деятельность»
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ
Выполнение творческого проекта
«Мои жизненные планы
и профессиональная карьера»
Раздел «Художественные ремёсла. Вязание крючком»
История возникновения вязания крючком. Материалы и
инструменты. Инструктаж по ТБ
Подготовка пряжи к работе. Хранение вязаных изделий
Особенности ВТО трикотажа. Инструктаж по ТБ
Условные обозначения при вязании крючком, схемы вязания
Техника вязания крючком основных петель и столбиков.
Техника вязания крючком по кругу. Прибавление столбиков,
увеличение полотна.
Техника вязания крючком прямоугольного полотна
Техника использования в работе нескольких цветов.
Выполнение образца
Подготовка пряжи к работе, подбор крючка. Набор петель,
вязание цепочки воздушных петель; выполнение образцов
вязания столбиками без накида
Коррекция
53,54
55,56
57
58
59,60
61,62
63,64
65,66
67,68
Выполнение образцов вязания столбиками с накидом
Техника увеличения полотна в форме квадрата, по кругу
ВТО готового изделия
ИТОГОВАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Творческий проект «Вязаное изделие крючком»
Творческий проект «Вязаное изделие крючком»
Творческий проект «Вязаное изделие крючком»
Творческий проект «Вязаное изделие крючком»
Защита проекта
Учебно-методический комплекс
1.
Жук, С.М. Энциклопедия рукоделий/ С.М. Жук - Санкт-Петербург, АСТ,
Астрель, Полиграфиз, 2012.
2.
Марченко, А.В. Настольная книга учителя технологии : справочное метод.
пособие / сост. А.В. Марченко. – М. : АТС «Астрель», 2005.
3.
Монахов М. Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс:
Практикум. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
4.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для
учителя. М.: Вентана-Граф, 2012.-268 с.
5.
Синица, Н.В. Технология : программа : 5-8(9) классы/ Н.В. Синица, П.С.
Самородский. – М. : Вентана-Граф, 2016.
6.
Технология : 10 - 11 классы : базовый уровень: учебник для учащихся
общеобразовательных организаций / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш и др.– М.:
«Вентана-Граф», 2015.
7.
Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование,
конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся / авт.- сост. Н.А.
Пономарева. – Волгоград. : Учитель, 2010.
8.
Технология. Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В.
Жадаева, А.В. Пяткова. – Волгоград. : Учитель, 2011.
9.
Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы.
Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-2–е изд.,
стереотип. - М. : «Глобус», 2012.