Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 4 к ООП ООО
Приказ № 226 от 26.08.2022г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
уровень: основное общее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) разработана на основе Концепции преподавания
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения Российской
Федерации, протокол от 24 декабря 2018 г. № ПК-1вн), требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) основного общего образования (утверждѐн
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287) с учѐтом распределѐнных по модулям
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету ОБЖ, Примерной программы воспитания.
Настоящая Программа обеспечивает:
− ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование уподрастающего поколения базового уровня
культуры безопасного поведения;
− прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной
безопасности личности на следующем уровне образования;
− возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимыхдля последующей жизни;
− выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностямсовременности;
− реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию
практических умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями),
обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на
уровне среднего общего образования:
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
Модуль № 2 «Безопасность в быту»;
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
2
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
Модуль №10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования
Программа предполагает внедрение универсальной структурно-логической схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в
парадигме безопасной жизнедеятельности: «предвидеть опасность → по возможности еѐ избегать → при необходимости действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей: помещения и бытовые условия; улица и
общественные места; природные условия; коммуникационные связи и каналы; объекты и учреждения культуры и пр.
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся
базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
− способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового
образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций,
знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
− сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах
безопасности личности, общества и государства;
− знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
3
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8—9 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение
предмета ОБЖ отводится 68 часов, из нихпо 34 часа в каждом классе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
− цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека;
− смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
− источники и факторы опасности, их классификация;
− общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и
чрезвычайной ситуаций;
− уровни взаимодействия человека и окружающей среды;
− механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
− основные источники опасности в быту и их классификация;
− защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
− бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности;
− признаки отравления, приѐмы и правила оказания первой помощи; правила комплектования и хранения домашней аптечки; бытовые
травмы и правила их предупреждения, приѐмы и правила оказания первой помощи; правила обращения с газовыми и
электрическими приборами, приѐмы и правила оказания первой помощи;
− правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
4
− пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приѐмы и правила
оказания первой помощи;
− первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за
ложные сообщения;
− права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
− ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
− меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом
посторонних;
− классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения;
− правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
− правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
− правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
− «дорожные ловушки» и правила их предупреждения;
− световозвращающие элементы и правила их применения; правила дорожного движения для пассажиров;
− обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения;
− порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных
террористическим актом;
− правила поведения пассажира мотоцикла; правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств
передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколѐса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта
(мопедов и мотоциклов);
− дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста; правила подготовки велосипеда к пользованию.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
5
− общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности вобщественных местах;
− правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними; массовые мероприятия и правила подготовки к ним,
оборудование мест массового пребывания людей;
− порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
− порядок действий при попадании в толпу и давку; порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
− порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий; опасности криминогенного и антиобщественного характера в
общественных местах, порядокдействий при их возникновении;
− порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения
террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
− порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
− чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
− правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными,порядок действий при встрече с ними;
− порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых;
− различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимыедля снижения риска отравления
ядовитыми грибами и растениями;
− автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительномуавтономному существованию;
− порядок действий при автономном существовании в природной среде;
− правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
− общие правила безопасного поведения на водоѐмах, правила купания в подготовленныхи неподготовленных местах;
− порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения принахождении на плавсредствах;
− правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружениичеловека в полынье.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
6
− смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение длячеловека; факторы, влияющие на здоровье
человека, опасность вредных привычек;
− элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья; понятие
− «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
− механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики изащиты от них;
− порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социальногопроисхождения (эпидемия, пандемия);
− мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения приугрозе и во время чрезвычайных ситуаций
биолого-социального происхождения;
− понятие
«неинфекционные заболевания» и
их
классификация,
факторы
рисканеинфекционных
заболеваний;
− меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них; диспансеризация и еѐ задачи; понятие «первая помощь» и
обязанность по еѐ оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи;
− назначение и состав аптечки первой помощи; порядок действий при оказании первойпомощи в различных ситуациях, приѐмы
психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
− общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения; приѐмы и правила безопасной
межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
− манипуляции в ходе межличностного общения, приѐмы распознавания манипуляций и способы противостояния им;
− приѐмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к
действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную
деятельность) и способы защиты от них;
− современные молодѐжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения; правила безопасной
коммуникации с незнакомыми людьми.
7
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
− понятие «цифровая среда», еѐ характеристики и примеры информационных икомпьютерных угроз, положительные
возможности цифровой среды;
− риски и угрозы при использовании Интернета;
− общие принципы
безопасного поведения,
необходимые для
предупреждениявозникновения сложных и опасных ситуаций
в личном цифровом пространстве;
− основные виды опасного и запрещѐнного контента в Интернете и его признаки, приѐмы
− распознавания опасностей при использовании Интернета;
− противоправные действия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при
использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
− понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия;
− цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности;
− основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и еѐ
цели;
− признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения;
− признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении; правила безопасного поведения в
условиях совершения теракта;
− порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники,
огневой налѐт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
− классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
− единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), еѐ задачи, структура, режимы
8
функционирования; государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок
взаимодействия с ними;
− общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни издоровья населения;
− права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
− антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности;
− информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН;
− сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и
радиоактивных веществ;
− средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом;
− эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок
действий
населения
при
объявлении эвакуации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Настоящая Программа чѐтко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по
завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения. Способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности и проявляются в
индивидуальных социально значимых качествах, которые выражаются прежде всего в готовности обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности, инициативе и личностному самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа жизни и
соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в целом. Позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на еѐ основе. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
9
1. Патриотическое воспитание:
− осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
− ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа;
− уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
− формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защиты
Отечества.
2. Гражданское воспитание:
− готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
− неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
− представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
− представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
− готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
− сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;
− понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны,
осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
10
− знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности; терроризму, экстремизму,
незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование
веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
− ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
− готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
− активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства; развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков,
алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственномуздоровью и здоровью окружающих;
− формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других
людей.
4. Эстетическое воспитание:
− формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
− понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
− ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
− овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; формирование современной
научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов опасных и
чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное
11
движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
− установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные
факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных условий и
возможностей.
6. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
− понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства;
− осознание ценности жизни;
− ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
− осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья;
− соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
− способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том
числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
− умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием;
− сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
7. Трудовое воспитание:
− установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
− интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания;
12
− осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
− готовность адаптироваться в профессиональной среде;
−уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей;
− укрепление ответственного отношения к учѐбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приѐмы
рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
− овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке
− дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела,
ожогах, отморожениях, отравлениях;
− установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации,
при воздействии рисков культурной среды).
8. Экологическое воспитание:
− ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
− повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
− осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,технологической и социальной сред;
− готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
− освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учѐтом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
13
Метапредметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных дисциплин в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике. Выражаются в готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию в построении индивидуальной
образовательной траектории; овладению навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
− выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации,
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
− с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
− выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленнойзадачи;
− выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
− самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
− формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным
состоянием объекта (явления) повседневнойжизни;
14
− обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения,
делать обоснованные выводы по результатамисследования;
− проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданногообъекта (явления), устанавливать причинноследственные связи;
− прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а
также выдвигать предположения об их развитии вновых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
− применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информацииили данных из источников с учѐтом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
− выбирать,
анализировать,
систематизировать и
интерпретировать
информациюразличных видов и форм
представления;
− находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,версию) в различных информационных
источниках;
− самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
− оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
− эффективно запоминать и систематизировать информацию.
− овладение системой универсальных
познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков
обучающихся.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
− уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями
15
общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
− распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в
корректной форме формулировать свои взгляды;
− сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
− в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство
позиций других участников диалога;
− публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат
выступления и готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
− понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
− планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного
взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о
результатах);
− определять свои действия и действия партнѐра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать
качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
− овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
− выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
− аргументировано определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и
способ решения учебной задачи с учѐтом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
16
− составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный
алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
− давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
− объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, даватьоценку приобретѐнному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
− оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:
− управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять ианализировать их причины;
− ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
− осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую; быть открытым себе и другим,
осознавать невозможность контроля всего вокруг.
− овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и
проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте еѐ применения в
повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума
основных ключевых
понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении
систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового
17
образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и
практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны
обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
− сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний иумений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и
государства;
− сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,исключающего употребление
наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
− сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия вобеспечении мер безопасности личности,
общества и государства;
− понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международнойбезопасности, обороны страны, в
противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических
средств;
− сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнениюконституционного долга — защите
Отечества;
− знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальнойбезопасности и защиты населения
от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
− понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространѐнных видов опасныхи чрезвычайных ситуаций,
которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и
социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
− овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приѐмырационального и безопасного
18
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
− освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощьпострадавшим при потере сознания,
остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных
областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
− умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и приниматьобоснованные решения в опасной
(чрезвычайной) ситуации с учѐтом реальных условий и возможностей;
− освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопаснойжизнедеятельности с учѐтом
природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
− овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во времяпребывания в различных средах
(бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную
программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Распределение предметных результатов, формируемых в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, по учебным модулям:
8 КЛАСС
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
− объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чѐм их сходствои различия (виды чрезвычайных ситуаций,
в том числе террористического характера);
− раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, повозможности избегать, действовать в
опасных ситуациях);
− приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/илинанесения ущерба имуществу, безопасности
личности, общества, государства;
19
− классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические,
психологические, социальные источники опасности — люди,животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том
числе техногенногопроисхождения; раскрывать общие принципы безопасного поведения.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
− объяснять особенности жизнеобеспечения жилища; классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы,
электроприборы, газовое оборудование,бытовая химия, медикаменты);
− знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; соблюдать правила безопасного поведения,
позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
− распознавать ситуации криминального характера; знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные
сообщения; безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных
системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
− безопасно действовать в ситуациях криминального характера; безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных
зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
− классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
− соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств
передвижения.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
− характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения;
−
распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабѐж, мошенничество,
хулиганство, ксенофобия);
− соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
− знать правила информирования экстренных служб;
20
− безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов;
− эвакуироваться из общественных мест и зданий;
− безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;
− безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
− безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
− соблюдать правила безопасного поведения на природе;
− объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время года;
− характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
− безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска
заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями; знать и
применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
− раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни; характеризовать факторы, влияющие
на здоровье человека;
− раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания,
психического здоровья и психологического благополучия);
− сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
− приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний; безопасно действовать в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций биолого- социального происхождения (эпидемии, пандемии);
− характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе
и во время чрезвычайных ситуаций биолого- социального характера; оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных
состояниях.
21
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
− приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную
деятельность, в субкультуры и формируемыена их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и
способовпротивостоять манипуляциям;
− соблюдать
правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе сподозрительными людьми, у которых могут
иметься преступные намерения);
− соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье,
классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
− распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодѐжных увлечений.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
− приводить примеры информационных и компьютерных угроз;
− характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее — Интернет), предупреждать риски и
угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет-сообщества);
− владеть принципами безопасного использования Интернета;
− предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций;
− характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество,
игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
− объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия; сформировать негативное отношение к экстремистской и
террористической деятельности;
− объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации; распознавать
ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
− безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов; безопасно действовать
22
в условиях совершениятеррористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников.
9 КЛАСС
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
− знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
− знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
− безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числеправильно использовать первичные средства
пожаротушения.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
− классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
− соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств
передвижения;
− предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы
террористического акта;
− безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном,
железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
− распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественногохарактера (кража, грабѐж, мошенничество,
хулиганство, ксенофобия);
− знать правила информирования экстренных служб;
− безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественныхместах;
− безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числепри захвате и освобождении заложников;
23
− безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
− раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии дляустойчивого развития общества;
− помнить и
выполнять
правила
безопасного поведения
при
неблагоприятнойэкологической обстановке;
− объяснять правила безопасного поведения на водоѐмах в различное время года;
− безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения
вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения
(наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
− характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
− безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска
заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
− знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
− раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического
здоровья и психологического благополучия);
− оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
− приводить примеры межличностного и группового конфликта; характеризовать способыизбегания и разрешения конфликтных
ситуаций;
− характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг(травля);
− приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную
деятельность, в субкультуры и формируемыена их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и
способовпротивостоять манипуляциям;
24
− соблюдать
правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе сподозрительными людьми, у которых могут
иметься преступные намерения);
− соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье,
классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
− распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодѐжных увлечений;
− безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
− характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее — Интернет), предупреждать риски и
угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет - сообщества);
− характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество,
игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
− объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
− сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
− объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации; распознавать
ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
− безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
− безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников.
Модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»:
− характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской
Федерации;
− объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий
25
чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
− характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и
во время чрезвычайных ситуаций различного характера;
− объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций; помнить и объяснять права и обязанности
граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
− -владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;
− владеть способами антикоррупционного поведения с учѐтом возрастных обязанностей;
− информировать население и соответствующие органы о возникновении опасныхситуаций.
26
Тематическое планирование
8 класс
№
Наименование темы учебного предмета
Количество
часов,
отводимых на
освоение
каждой темы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе.
1. Цель и основные понятия предмета ОБЖ.
1
РЭШ
2. Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
1
РЭШ
Итого по модулю
2
Модуль 2. Безопасность в быту.
3.. Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений.
1
РЭШ
4.. Предупреждение бытовых травм.
1
РЭШ
5.. Безопасная эксплуатация бытовых приборов и мест общего пользования.
1
РЭШ
6. Пожарная безопасность в быту.
1
РЭШ
7. Предупреждение ситуаций криминального характера.
1
РЭШ
8. Безопасные действия при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения.
1
РЭШ
27
Итого по модулю
6
Модуль 3. Безопасность на транспорте.
9. Правила дорожного движения.
1
РЭШ
10. Безопасность пешехода.
1
РЭШ
11. Безопасность пассажира.
1
РЭШ
12. Безопасность водителя.
1
РЭШ
Итого по модулю
4
Модуль 4. Безопасность в общественных местах.
13. Основные опасности в общественных местах.
1
РЭШ
14. Безопасные действия при возникновении массовых беспорядков.
1
РЭШ
15. Пожарная безопасность в общественных местах.
1
РЭШ
16. Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного
характера.
1
РЭШ
Итого по модулю
4
Модуль 5. Безопасность в природной среде.
17. Правила безопасного поведения на природе.
1
РЭШ
18. Безопасные действия при автономном существовании в природной среде.
1
РЭШ
19. Безопасное поведение на водоѐмах.
1
РЭШ
Итого по модулю
3
Модуль 6. Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний.
20. Общие представления о здоровье.
1
РЭШ
28
21. Предупреждение и защита от инфекционных заболеваний.
1
РЭШ
22. Предупреждение и защита от неинфекционных заболеваний.
1
РЭШ
23. Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
1
РЭШ
Итого по модулю
4
Модуль 7. Безопасность в социуме.
24. Общение — основа социального взаимодействия.
1
РЭШ
25. Манипуляция и способы противостоять ей.
1
РЭШ
26. Безопасное поведение и современные увлечения молодѐжи.
1
РЭШ
Итого по модулю
3
Модуль 8. Безопасность в информационном пространстве.
27. Общие принципы безопасности в цифровой среде.
1
РЭШ
28. Безопасные правила цифрового поведения.
1
РЭШ
Итого по модулю
2
Модуль 9. Основы противодействия экстремизму и терроризму.
29- Общественно-государственная система противодействия экстремизму и
30. терроризму.
2
РЭШ
31- Безопасные действия при угрозе теракта
32.
33- Безопасные действия при совершении теракта.
34.
Итого по модулю
2
РЭШ
2
РЭШ
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
6
29
Тематическое планирование
9 класс
№
Наименование темы учебного предмета
Количество
часов,
отводимых на
освоение
каждой темы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
РЭШ
1
РЭШ
Модуль 2. Безопасность в быту.
1.
Пожарная безопасность в быту
Итого по модулю
Модуль 3. Безопасность на транспорте.
2.
Безопасность пассажира.
1
РЭШ
3.
Безопасность водителя.
1
РЭШ
4.
Безопасные действия при дорожно-транспортных происшествиях.
1
РЭШ
5.
Безопасность пассажиров на различных видах транспорта.
1
РЭШ
6.
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях на транспорте.
1
РЭШ
30
Итого по модулю
5
Модуль 4. Безопасность в общественных местах.
7.
Пожарная безопасность в общественных местах.
1
РЭШ
8
Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного
характера.
1
РЭШ
Итого по модулю
2
Модуль 5. Безопасность в природной среде.
1
РЭШ
10. Пожарная безопасность в природной среде.
1
РЭШ
11 Безопасное поведение в горах.
1
РЭШ
12 Безопасное поведение на водоѐмах.
1
РЭШ
13. Безопасные действия при угрозе наводнения, цунами.
1
РЭШ
14 Безопасные действия при урагане, буре, смерче, грозе.
1
РЭШ
15 Безопасные действия при угрозе землетрясения, извержения вулкана.
1
РЭШ
16. Экология и еѐ значение для устойчивого развития общества.
1
РЭШ
Итого по модулю
8
9.
Безопасные действия при автономном существовании в природной среде.
Модуль 6. Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний.
17. Психическое здоровье и психологическое благополучие.
1
РЭШ
18. Первая помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
1
РЭШ
Итого по модулю
2
Модуль 7. Безопасность в социуме.
31
19. Общение — основа социального взаимодействия.
1
РЭШ
20 Безопасные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций.
1
РЭШ
21. Манипуляция и способы противостоять ей.
1
РЭШ
22. Безопасное поведение и современные увлечения молодѐжи.
1
РЭШ
Итого по модулю
4
Модуль 8. Безопасность в информационном пространстве.
23. Опасные программы и явления цифровой среды.
1
РЭШ
24. Безопасные правила цифрового поведения.
1
РЭШ
25. Деструктивные течения в Интернете и защита от них.
1
РЭШ
Итого по модулю
3
Модуль 9. Основы противодействия экстремизму и терроризму.
26- Общественно-государственная система противодействия экстремизму и
27. терроризму.
28- Безопасные действия при угрозе теракта.
29
2
РЭШ
2
РЭШ
30- Безопасные действия при совершении теракта.
31
2
РЭШ
Итого по модулю
6
Модуль 10. Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения.
32 Роль личности, общества и государства в предупреждении и ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
1
РЭШ
33- Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2
РЭШ
32
34.
Итого по модулю
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
РЭШ
33