Рабочая программа. Информатика. 7-9 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156

Приложение № 4 к ООП ООО
Приказ № 226 от 26.08.2022г.

Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
уровень: основное общее образование

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даѐт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и
темам курса; даѐт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и
качественные характеристики учебного материала для первого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля
(промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
— формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научнотехнического прогресса и общественной практики, за счѐт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных
технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
— обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи;
сравнивать новые задачи с задачами, решѐнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
— формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
— воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения,
стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств
информационных технологий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
— сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных
процессов в различных системах;

— основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
— междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную
позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого
инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие
предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся:
— понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях
развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
— знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью
информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
— базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;
— знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
— умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
— умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и
информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права,
основами информационной безопасности;
— умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять
полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного
предмета в виде следующих четырѐх тематических разделов:
— цифровая грамотность;
— теоретические основы информатики;

— алгоритмы и программирование;
— информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Математика и информатика».
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа — по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9 классах
соответственно.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Компьютер — универсальное устройство обработки данных.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры,
встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память.
Устройства ввода и вывода. Объѐм хранимых данных (оперативная память компьютера, жѐсткий и твердотельный диск, постоянная память
смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы
программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное
обеспечение.

Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя файла (папки).
Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение,
переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов.
Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни,
видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных.
Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы.
Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в
Интернете.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Информация и информационные процессы
Информация — одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны
автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на
русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите.
Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определѐнной мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.

Информационный объѐм данных. Бит — минимальная единица количества информации —двоичный разряд. Единицы измерения
информационного объѐма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках
UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объѐм текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели.
Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объѐма графических данных для растрового
изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов.
ИНОФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор — инструмент создания,
редактирования и форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с
засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание.
Параметры страницы. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки.
Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул,
нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод.
Использование сервисов сети Интернет для обработки текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с
областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений).
Добавление векторных рисунков в документы.

Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
8 КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развѐрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему
чисел, записанных в других системах счисления. Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления.
Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе
счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и»
(конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет логических операций.
Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические
выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность
предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия.

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка
несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертѐжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык). Система программирования: редактор
текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток
от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и
максимума из двух, трѐх и четырѐх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи
натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчѐт частоты появления символа
в строке. Встроенные функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату.
9 КЛАСС
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой
информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей).

Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет.
Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т. п.);
справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы
государственных услуг.
Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как веб-сервис:
онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели.
Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели.
Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
представление отношения.

Табличные

модели.

Таблица

как

Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра.
Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина (источник) и конечная
вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов
с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование,
проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ
Разработка алгоритмов и программ

Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как Черепашка, Чертѐжник и др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки
одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык):
заполнение числового массива случайными числами, в соответствии с формулой или путѐм ввода чисел; нахождение суммы элементов массива;
линейный поиск заданного значения в массиве; подсчѐт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального
(максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения
элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры
использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в
робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная
автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.).

линия

автозавода,

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные
функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение
диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчѐт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших
наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных
приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами
предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в
жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:





сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;



сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счѐт освоения и
соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных
интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными
действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:




умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;



самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учѐтом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:




формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:







выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;



выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.




Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:




выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.




Самоконтроль (рефлексия):




владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.





Эмоциональный интеллект:


ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.

Принятие себя и других:


осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объѐмам информации.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают
сформированность у обучающихся умений:
— пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение
информации», «передача информации»;
— кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации
различной природы (текстовой, графической, аудио); сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать
единицами измерения информационного объѐма и скорости передачи данных;
— оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
— приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации, сравнивать их количественные характеристики;
— выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения;
— получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная
память, долговременная память, устройства ввода-вывода); соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
— ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по
имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя); работать с файловой системой персонального
компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и
архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу;
— представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций;
— искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по изображению), критически относиться к найденной информации,
осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического
характера;
— понимать структуру адресов веб-ресурсов;
— использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;

— соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной
этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
— иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики.
8 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают
сформированность у обучающихся умений:
— пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
— записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять
арифметические операции над ними;
— раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
— записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений,
если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
— раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в
обыденной речи и в информатике;
— описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
— составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник;
— использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения;
использовать оператор присваивания;
— использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
— анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных
значений;
— создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический
Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие
проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.

9 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной примерной рабочей программой, отражают
сформированность у обучающихся умений:
— разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов
и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник;
— составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых
массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования
(Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык); раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды
моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
— использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе;
— выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
— использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона
таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
— создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчѐтов с использованием встроенных арифметических функций
(суммирование и подсчѐт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального
значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации;
— использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных областей;
— использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайнпрограммы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
— приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети
Интернет в учебной и повседневной деятельности;
— использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от
несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учѐтом основных технологических и
социально-психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и
ресурсов, опасность вредоносного кода);

— распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой
активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс
№
п/п

Количество
часов

Тема урока

I.

Цифровая грамотность

1

Компьютер —универсальное
компьютера и их назначение

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

9
вычислительное

устройство.

Основные

компоненты

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

История и современные тенденции развития компьютеров

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

3

Программное обеспечение компьютера

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

4

Принципы построения файловых систем. Работа с файлами и каталогами средствами
операционной системы

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

5

Архивация данных. Использование программ-архиваторов.
Практическая работа: Использование программы-архиватора

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

6

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа: Защита
информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

7

Компьютерная сеть.
Практическая работа: Поиск информации по ключевым словам и по изображению

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

8

Стратегии безопасного поведения в Интернете. Практическая работа: Использование
сервисов интернет-коммуникаций

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

9

Обобщение и систематизация знаний по темам «Компьютер — универсальное устройство
обработки данных», «Программы и данные», «Компьютерные сети» (резервное время)

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

II.

Теоретические основы информатики

11

10 Информация и информационные процессы.

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

11 Дискретность данных. Практическая работа по теме "Информация и информационные
процессы. Дискретность данных"

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

12 Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и
формальные языки

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

13 Двоичный алфавит.
Преобразование любого алфавита к двоичному

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

14 Кодирование символов алфавита. Количество различных слов фиксированной длины в
алфавите определѐнной мощности. Декодирование

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

15 Информационный объѐм данных. Единицы измерения информационного объѐма данных

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

16 Кодирование текстов. Практическая работа: Определение кода символа в разных кодировках
в текстовом процессоре

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

17 Общее представление о цифровом представлении непрерывных данных (аудиовизуальных
и других)

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

18 Кодирование цвета. Практические работы: 1. Определение кода цвета в палитре RGB в
графическом редакторе. 2.
Сохранение растрового графического изображения в разных форматах

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

19 Кодирование звука. Практическая работа: Запись звуковых файлов с различным качеством
звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

20 Обобщение и систематизация знаний по теме «Представление информации»

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

III. Информационные технологии

13

21 Текстовые документы и их структурные элементы

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

22 Практическая работа: Создание небольших текстовых документов посредством
квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых
редакторов

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

23 Стилевое форматирование.

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

24 Практические работы: 1. Вставка в документ формул, таблиц, изображений, оформление
списков. 2. Создание небольших текстовых документов с цитатами и ссылками на
цитируемые источники

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

25 Интеллектуальные возможности современных систем обработки текстов.

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

26 Обобщение и систематизация знаний по теме «Текстовые документы»

1

27 Графический редактор. Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки.
Использование графических примитивов

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

29 Векторная графика. Практическая работа: Создание и редактирование изображения с
помощью инструментов векторного графического редактора

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

30 Обобщение и систематизация знаний по теме «Компьютерная графика»

1

31 Мультимедийные презентации.

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

32 Создание презентации с гиперссылками на основе готовых шаблонов

1

Российская
электронная
школа. Яндекс.Учебник

33 Обобщение и систематизация знаний по теме «Мультимедийные презентации»

1

34 Резервное время. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 7
класса. Контрольная работа

1

Практическая работа: Форматирование текстовых документов (установка параметров
страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и
номеров страниц)

28

Операции редактирования графических объектов. Практическая работа: Создание и/или
редактирование изображения с помощью инструментов растрового графического
редактора

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№
п/п
I. Теоретические основы информатики

Тема урока

Количество Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
часов
12

1.

Непозиционные и позиционные системы счисления

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

2.

Развѐрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других
системах счисления

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

3.

Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему
счисления. Арифметические операции в двоичной системе счисления

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

4.

Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и
десятичную системы и обратно

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

5.

Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в
двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

6.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления»

1

7.

Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и
составные высказывания

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

8.

Логические операции:«и», «или», «не»

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

9.

Определение истинности составного высказывания, если известны значения истинности входящих
в него элементарных высказываний

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

10. Таблицы истинности. Логические выражения. Правила записи логических выражений.
Построение таблиц истинности логических выражений

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

11. Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

12. Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементы математической логики»
II. Алгоритмы и программирование

1
21

13. Алгоритмы и исполнители. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план
управления исполнителем. Свойства алгоритма

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

14. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы, программа). Практическая работа:
Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

15. Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

16. Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия
(истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

17. Конструкция «повторение»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с
переменной цикла

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

18. Формальное исполнение алгоритма. Разработка для формального исполнителя алгоритма,
приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

19. Алгоритмы
для
управления
формальными
исполнителями.
Практическая
работа:
Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и
ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертѐжник

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

20. Отладка. Синтаксические и логические ошибки. Отказы

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

21. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Практическая работа: «Ручное» исполнение
готовых алгоритмов при конкретных исходных данных

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

22. Обобщение и систематизация знаний по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические
конструкции»

1

23. Язык программирования Python

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

24. Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные. Оператор
присваивания

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

25. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами:
целочисленное деление, остаток от деления. Практическая работа: Программирование линейных
алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических выражений

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

26. Ветвления. Составные условия. Нахождение минимума и максимума из двух, трѐх и четырѐх
чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни. Практическая работа:
Разработка программ, содержащих оператор (операторы) ветвления

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

27. Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод, выбор точки останова

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

28. Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки
натурального числа на простоту. Практическая работа: Разработка программ, содержащих оператор
(операторы) цикла

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

29. Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух
натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием,
меньшим или равным 10, на отдельные цифры

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

30. Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка
строк. Подсчѐт частоты появления символа в строке. Встроенные функции для обработки строк

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

31. Обобщение и систематизация знаний по теме «Язык программирования». Проверочная работа

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

32. Анализ алгоритмов. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве
входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

33. Обобщение и систематизация знаний по теме «Анализ алгоритмов»

1

34. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 8 класса. Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
Тема урока

№
п/п
I.

Моделирование

Количество Электронные (цифровые)
часов
образовательные ресурсы
6

1.

Моделирование. Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации
моделей. Материальные (натурные) и информационные модели

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

2.

Адекватность модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые
модели

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

3.

Табличные модели. Таблица как представление отношения. Базы данных. Отбор в таблице
строк, удовлетворяющих заданному условию. Практическая работа: Создание однотабличной
базы данных. Поиск данных в готовой базе

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

4.

Граф. Ориентированные и неориентированные графы. Весовая матрица графа. Поиск
оптимального пути в графе. Вычисление количества путей в направленном ациклическом
графе

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

5.

Дерево. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

6.

Математическое моделирование. Практическая работа: Работа с готовыми компьютерными
моделями из различных предметных областей
Алгоритмы и программирование

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

II.

10

7.

Этапы компьютерного моделирования. Практическая работа: Программная реализация
простейших математических моделей

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

8.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Моделирование как метод познания».
Проверочная работа

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

9.

Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием
ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или
другими исполнителями. Практическая работа: Составление программ с использованием
вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

10.

Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ,
реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на языке
программирования

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

11.

Типовые алгоритмы обработки одномерных массивов: нахождение суммы элементов массива;
линейный поиск заданного значения в массиве; подсчѐт элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

12.

Сортировка массива

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

13.

Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического,
минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих
заданному условию

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

14.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Разработка алгоритмов и программ»

1

15.

Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания,
расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах
управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

16.

Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе,
сварочная линия. Практическая работа: Знакомство с учебной средой разработки программ
управления движущимися роботами

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

III

Электронные таблицы

10

17.

Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

18.

Редактирование и форматирование таблиц. Практическая работа: Ввод данных и формул,
оформление таблицы

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

19.

Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего арифметического.
Практическая работа: Выполнение расчѐтов по вводимым пользователем формулам с
использованием встроенных функций

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

20.

Сортировка данных в выделенном диапазоне. Практическая работа: Сортировка и фильтрация
данных в электронных таблицах

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

21.

Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа
диаграммы. Практическая работа: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

22.

Относительная, абсолютная и смешанная адресация. Преобразование формул при копировании

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

23.

Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчѐт значений,
отвечающих заданному условию

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

24.

Обработка больших наборов данных. Практическая работа: Обработка больших наборов
данных

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

25.

Численное моделирование в электронных таблицах. Практическая работа: Численное
моделирование в электронных таблицах

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

26.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Электронные таблицы»

1

IV

Компьютерные сети

8

27.

Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы
индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие
данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей)

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

28.

Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе
в глобальной сети и методы противодействия им. Защита личной информации в сети
Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Практическая работа: Знакомство с механизмами обеспечения приватности и безопасной
работы с ресурсами сети Интернет, методами аутентификации

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

29.

Практическая работа: Создание комплексных информационных объектов в виде веб-страниц,
включающих графические объекты, с использованием конструкторов (шаблонов)

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

30.

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы;
справочные службы, поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др.
Сервисы государственных услуг. Практическая работа: Поиск информации в сети Интернет по
запросам с использованием логических операций

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

31.

Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы).
Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы,
среды разработки программ

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

32.

Обобщение и систематизация знаний по темам "Глобальная сеть Интернет и стратегии
безопасного поведения в ней" в "Работа в информационном пространстве". Проверочная работа

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

33.

Роль информационных и коммуникационных технологий в современном мире: развитие
экономики, открытые образовательные ресурсы, профессии, связанные с информатикой и ИКТтехнологиями

1

Российская электронная
школа. Яндекс.Учебник

34.

Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 9 класса. Резервное
время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».