Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №156
Приложение № 3 к ООП ООО
Приказ № 110 от 30.08.2021
Рабочая программа
курса психолого-коррекционных занятий с обучающимися с ЗПР
«Укрепление психологического здоровья»
уровень: основное общее образование
Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР)
составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся
с ЗПР,
1. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга
под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине
60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью
центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте, в школьном возрасте, когда возникает
необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
Дети с ЗПР, как правило, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений,
недостатки моторики, особенно мелкой. У них снижен уровень работоспособности, отмечается быстрая утомляемостью и истощаемостью, что
в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к
устойчивой целенаправленной деятельности.
Дети с ЗПР инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в
результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной
незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в
частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
Наблюдается отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление
развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений
между предметами и явлениями. Как правило, дети с ЗПР не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче
определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий. Уровень развития речи
снижен: речь бедна и примитивна.
Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной
мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости,импульсивности, расторможенности влечений.
2.Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять
целенаправленные
усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных
заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не
принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение
потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости
нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребѐнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен,
раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам
со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребѐнок
самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
1.2. Общая характеристика курса
Программа коррекционно-развивающего курса способствует укреплению психологического здоровья обучающихся, развитию
внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным
направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается
всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование,
установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному,
конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно
отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами,
отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются
основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни
понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание
уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные
трудности.
Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей
поведения.
Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного
развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных
психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время
психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои
истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные,
рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих
возрастных групп методики.
Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего
образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать
читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей
действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
1.3. Цели, задачи курса
Цель: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении
образовательной программы, укрепление психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями, социальной
адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и
эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи курса:
диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания,
памяти, мышления);
формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование
адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ЗПР (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с педагогическим составом Учреждения,
работающим с детьми с ЗПР.
Основными принципами содержания программы являются:
Соблюдение интересов ребѐнка.
Системность, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными
возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и
согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального
общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения
образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего
образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой
профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТкомпетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими
различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы).
Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого- педагогический характер и
включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель- логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный
педагог).
1.4. Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными
программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов
(личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
•
Положительное отношение к школе.
•
Принятие социальной роли ученика.
•
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новойзадачи.
•
Способность к оценке своей учебной деятельности.
•
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
•
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
•
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями,трудолюбием, старанием.
•
Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
•
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам,склонностям, состоянию здоровья.
Регулятивные УУД:
•
Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановкицели до получения и оценки
результата);
•
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
•
Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
•
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок,
использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
•
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, воспитателей, других сотрудников Учреждения, родителей, других
обучающихся.
•
Контролировать своѐ поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
•
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в
доступной социальной практике.
•
Использовать элементы причинно-следственного анализа;
•
Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
•
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;
•
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источникахразличного типа;
•
Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор
знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные УУД:
•
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
•
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своейточки зрения.
•
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
•
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе вситуации столкновения
интересов.
•
Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей
разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
1.5 Содержание курса 5 класс:
N
Тема занятия
п/п
1 Диагностика
2 Развитие внимания имышления.
Развитие пространственных представлений.
3
4 Развитие внутреннегоплана действия
5 Установление
закономерностей и
6 «Как работать с книгой».
7 Развитие внимания в
условиях коллективнойдеятельности.
8 Развитие умения
дифференцировать
9 Учимся сравнивать.
10 Существенное и
несущественное.
11 Развитие внимания
12 Развитие умения
различать видыповедения.
13 Познание своего
поведения.
14 Развитие уменияразличать виды
поведения.
Содержание
Диагностика ВПФ
Рефлексия собственных личных качеств. Говорящая надпись.
Развитие мышления.
Какие мы разные. Представьте куб.
Замените цифры символами. Отгадайте слова.
Формирование абстрагирования и вербального(словесного) анализа. Я узнаю
себя. Муха.
Говорим по-марсиански. Объясните греческие слова.
Развитие мышления.
Я - ромашка. Необычные ножницы. Найдите фигуры.
Какие книги используют исследователи? Какие книгисчитаются научными? Практическая
работа по структурированию текстов.
Развитие гибкости мышления. Что я могу сказать о себе
хорошее? Делаем вместе. Способы применения предмета.Выберите синонимы и антонимы.
Развитие вербального мышления. Слово в зеркале.
Подберите синонимы и антонимы. Отгадайте чувство.
Что я чувствую? Найдите фигуры. Одинаковые?
Противоположные? Разные?
Развитие вербального мышления Ошибки в
изображениях. Существенные и несущественные
Какие слова легче. Стенографы.
Замените символы цифрами. Объясните поговорки.
Найдите фигуры. Понимание пословиц. Какое бываетповедение?
Вид комнаты сверху. Понимание пословиц. Я узнаю себя.
Найдите фигуры. Выразите разными словами. Кто это?
15 Учимся договариваться.
16 Развитие логического
мышления.
17 Чувства бывают разные
18 Учимся сравнивать.
19 Развитие логического
мышления
20 Развитие воображения.
21 Развитие
пространственныхпредставлений.
Делаем вместе. Какое это понятие? Как попросить и
отказать.
Найдите лишнюю фигуру. Сравниваем понятия.
Вылепите фигуру.
Муха. Сравниваем понятия. Как преодолеть плохое
настроение?
Найдите фигуры. Сравниваем понятия. Какое бывает
поведение?
Стенографы. Дополните до куба. Сравниваем понятия.
Кто это?
Придумайте предметы. Разделите понятия. Говорящая
надпись.
Перекрѐсток. Деление понятий. Вылепите фигуру.
22 Развитие логическихформ вербального
мышления.
«Рисуем в уме» в уме .Определите вид суждения.Что я могу сказать о себе
хорошее?
23 Развитие пространственных
представлений.
Переворот фигур. Найдите фигуры. Измените форму, неменяя содержания. Угадайте
выражение лица.
24 Развитие мышления (гибкость и анализ через
синтез).
Замените цифры буквами. Измените форму, не меняясодержания. Угадайте выражение
лица.
25 Учимся различать
эмоции.
26 Развитие воображения.
Какие бывают эмоции. Переворот фигур. Измените форму,
не меняя содержания.
Соедините точки. Учимся различать эмоции. Измените
форму, не меняя содержания.
Называйте и считайте. Учимся рассуждать. А что сказал
бы ты?
Найдите фигуру. Учимся рассуждать. А что сказал бы
ты?
Переворот фигур. Учимся рассуждать. А что сказал бы
ты?
Я - ромашка. Замените буквы цифрами. Учимся
рассуждать.
Найдите фигуры. Учимся рассуждать. Что я могу сказать
о себе хорошее?
27 Учимся сотрудничать.
28 Учимся договариваться
и уступать.
29 Учимся решать
проблемы вместе.
30 Учимся рассуждать.
31 Мои достоинства и
недостатки.
32 Развитие логического
мышления.
33 Я повзрослел.
34 Я и мои друзья. Итоговое занятие.
Развѐртка с буквами. Учимся рассуждать. Говорящая
надпись.
Осознание различия между агрессией и агрессивностью. Работа со сказкой «Лабиринт
души». Работа в тетради «Яповзрослел». Коллективное обсуждение «Символ моего
Я». «Спрячь игрушку».
Обсуждение проблем подростковой дружбы.«Самоедлинное».«Красивые
поступки».«Общая рука».
Работа со сказкой «Светлячок».
Содержание курса 6 класс:
N п/п
Тема занятия
1
2
Диагностика
Я повзрослел
3
4
У меня появилась
агрессия
Как выглядит агрессивный человек?
5
Как звучит агрессия?
6
Конструктивное реагирование на агрессию
7
Практическая работа
«Управление гневом»
Агрессия во
взаимоотношениях между
Учимся договариваться
8
9
10
Практическая работа
«Договор»
Содержание
Диагностика ВПФ
Работа со сказкой. Лабиринт души (Т.Шмидт) Работа в тетради. Коллективное обсуждение.
«Символ моегоЯ»
«Спрячь игрушку»
«Агрессия и развитие»Работа в тетради.«Золотые
мысли»
«Покажи агрессию»«Кто из них
агрессивный»«Агрессивный ... продавец»«Отброситьстарое, чтобы измениться» Работа со
сказкой. Время (О.Горбушина) Работа в тетради.
«Моя реакция на агрессию «Как поступить
«Свет мой зеркальце»«Трудно»«Если я
сильный.»Работа спритчей. Притча «Живот спристежками»
«Эпиграф занятия»«Чем недовольны родители?»«Чемнедовольны подростки?» «Подростки
не понимают.
Родители не понимают.»«Учимся
договариваться»Работа со сказкой. Сказка про Крича(М.Кирсанова)
«Эпиграф занятия»«На приеме у психолога»«Моимаски»
Работа в тетради.«Рисунок маски»Работа с притчей.
«Эпиграф занятия»«На приеме у психолога». Работа с
притчей. «Глиндум-Фря» «Маски»
«Эпиграф занятия»«Портрет» «В чем проблема?»«Ассоциации» «Символ моей веры в
себя»Работа со сказкой. Про мальчика Неудоба
«Эпиграф»«Копилка источников уверенности» Работав тетради «Мои источники
уверенности» «Мои ресурсы»Работа с рассказом
11
Зачем человеку нужнауверенность в себе
12
Источники уверенности
в себе
Какого человека мы называем
неувереннымв себе
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Практическая работа
«Признаки уверенного,неуверенного и
Я становлюсь увереннее
Уверенность и
самоуважение
Уверенность и уважениек другим
Уверенность в себе и
милосердие
Уверенность в себе и
непокорность
Практическая работа
«Умение сказать «нет»
Что такое конфликт?
Конфликты в школе,
дома, на улице
Способы поведения вконфликте
Тест «Стиль поведения
в конфликте»
Конструктивное разрешение конфликтов
Практическая работа
«Стили поведения вконфликтах»
«Эпиграф»«Маски неуверенности»Работа в тетради
«Какое поведение у ребят»Работа с рассказом
«Надень маску»«На приеме у психолога»
Работа со сказкой - Маленькая волна (К. Ступницкая)
«Эпиграф»«Высказывания»Работа со сказкой.
Молодое дерево (К. Ступницкая)
«Эпиграф занятия»«Я горжусь»«Звезда самоуважения»«Волшебное зеркало»Работа
со
сказкой. На дне моря (Н.Шилова)
«Эпиграф»«За что я
уважаю...»«Портрет»«Подумай»Работа со сказкой. Превращение. Марго.
«Эпиграф»
«С кем бы я мог согласиться?» «Золотые фразы»
«Эпиграф»«Портрет»Работа со сказкой. Сказка про
телефончик.
«Эпиграф» Работа в тетради «Закончи предложение»
«Эпиграф»«Кто нуждается в милосердии?» «Качества
милосердного человека»
«Эпиграф» Работа в тетради «Корзинка
непослушания»
«Эпиграф»«Станем американцами»
Работа со сказкой. Верба (И.Орлова)
«Эпиграф»«Как выглядит человек в конфликте?»
«Конфликт - это хорошо или плохо?»
«Эпиграф»Работа в тетради «Конфликтные ситуации»
Работа со сказкой. Сказка про цветной снег.
«Эпиграф»«Разыграем конфликт»«Как остаться спокойным»Работа со сказкой.
Подумай обо мне.
«Конфликт как возможность» «Стиль входа вконфликт»
«Эпиграф»Тест «Стиль поведения в конфликте»
«Эпиграф»«Как выиграть обоим участникамконфликта?» «Попробуем
договориться»
«Эпиграф»«Основные стили поведения в конфликте»
Работа в тетради«Как проявляются способыповедения в конфликте»
27
28
29
Конфликт как
возможность развития
Готовность к
разрешению конфликта
Практическая работа «Деловая игра
«Конфликт»
30
Что такое ценности?
31
Ценности и жизненныйпуть человека
32
Тест «Ценностные
ориентации»
Ценности подростков
33
34
Практическая работа
«Мои ценности»
«Эпиграф»«В чем выгода» «В стране вещей»
«Эпиграф»Работа со сказкой. Город.
«Эпиграф»«Я в будущем»
Работа со сказкой. Сказка про мячик, который забыл,что он волшебный.
«Эпиграф»«Определи ценности» «Переоценка
ценностей»
«Эпиграф»«Ценности и выбор профессии»
Работа со сказкой. Сказка про еловую шишечку.
«Эпиграф»
Тест «Ценностные ориентации»
«Эпиграф»
«Спор ценностей»
«Эпиграф»
«Герб моих ценностей»
Содержание курса 7 класс:
N п/п
Тема занятия
Вводное занятие.
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой
работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
Стартовая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер.
Раздел 1. Развитие личностномотивационной сферы.
Определение уровня интеллектуального иличностного развития обучающихся
1
2
3
4
Содержание
Раздел 2. Развитие
познавательной сферы.
Формирование учебной мотивации, снятиетревожности и других невротических комплексов.
Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности запринятое решение.
Формирование навыковпостроения внутреннего плана действий, овладение приемами
самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности. Формирование адекватнойсамооценки.
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности,
устойчивости, распределения,переключения и концентрации внимания.
Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление
закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по
аналогии.
5
Раздел 3. Развитие
профессионального
самоопределения.
Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своѐ
«я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитиеличности и профессиональное
самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выборпрофессии.
Особенности характера и темперамента.
6
Итоговая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер.
Итоговое занятие.
Определение уровня интеллектуального иличностного развития обучающихся
7
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня
интеллектуального и личностного развитияобучающихся.
Содержание курса 8 класс:
2
Стартовая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер.
Определение уровня интеллектуального иличностного развития обучающихся
3
Раздел 1. Развитие личностномотивационной сферы.
Формирование учебной мотивации, снятиетревожности и других невротических комплексов.
Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности запринятое решение.
Формирование навыковпостроения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля
и саморегуляции. Развитие рефлексивной
деятельности. Формирование адекватнойсамооценки.
4
Раздел 2. Развитие
познавательной сферы.
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности,
устойчивости, распределения,переключения и концентрации внимания.
Развитие сложных форм мышления: логическогомышления, абстрагирование, установление
закономерностей. Развитие словесно- логического мышления, построения умозаключений по аналогии.
5
Раздел 3. Развитие
профессионального
самоопределения.
Представления человека о себе, своих личныхкачествах, «Я — образ». Что такое искать своѐ
«я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в
жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное
самоопределение.Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии.
Особенности характера и темперамента.
6
Итоговая диагностика
интеллектуальной и
эмоционально-волевой сфер.
Определение уровня интеллектуального иличностного развития обучающихся
7
Итоговое занятие.
Подведение итогов курса. Рефлексия (листдостижений).
Содержание курса 9 класс:
N п/п Тема занятия
1
2
3
Содержание
Вводное занятие
Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной игрупповой
работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов
Стартовая диагностика
Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале иконце
интеллектуальной и
учебного года. Проводится обязательноетестирование уровня утомления и
эмоционально-волевой сфер.
работоспособности, по результатам которого
даются рекомендации педагогами и родителям.
Раздел 1. Подросток и его
Формирование навыков построения внутреннегоплана действий. Развитие рефлексивной
психосоциальная компетентность деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий дляобращения
подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации.
4
Раздел 2. Развитие
познавательной сферы .
Знакомство с методами тренировки внимания,эффективного запоминания, тренировки
мышления. Развитие творческого мышления.Психологическая готовность к экзаменам.
5
Раздел 3. Развитие
профессионального
самоопределения .
Знакомство с профессиями, востребованными встране, регионе. Учебные заведения региона.
Определение типа будущей профессии,
учитывая склонности, интересы, способности.Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений
человека от состояния здоровья.Составление индивидуальной траектории профессионального развития.
6
Итоговое занятие.
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня
интеллектуального и личностного развитияобучающихся
1.6 Тематическое планирование
Тематический план программы занятий в 5 классе.
N п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Тема занятия
Кол-во
часов
Развитие внимания и мышления
Развитие пространственных представлений.
Развитие внутреннего плана действия
Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.
«Как работать с книгой».
Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.
Развитие умения дифференцировать чувства.
Учимся сравнивать.
Существенное и несущественное.
Развитие внимания
Развитие умения различать виды поведения.
Познание своего поведения.
Развитие умения различать виды поведения.
Учимся договариваться.
Развитие логического мышления.
Чувства бывают разные
Учимся сравнивать.
Развитие логического мышления
Развитие воображения.
Развитие пространственных представлений.
Развитие логических форм вербального мышления.
Развитие пространственных представлений.
Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).
Учимся различать эмоции.
Развитие воображения.
Учимся сотрудничать.
Учимся договариваться и уступать.
Учимся решать проблемы вместе.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Учимся рассуждать.
Мои достоинства и недостатки.
Развитие логического мышления.
2
2
2
32. Я повзрослел.
33. Я и мои друзья.
34. Итоговое занятие.
Итого:
2
2
2
68
Тематический план программы занятий в 6 классе.
N п/п
Тема занятия
Агрессия и её роль в развитии человека
Кол-во
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Я повзрослел
У меня появилась агрессия
Как выглядит агрессивный человек?
Как звучит агрессия?
Конструктивное реагирование на агрессию
Практическая работа «Управление гневом»
Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми
2
2
2
2
2
2
2
8.
9.
Учимся договариваться
Практическая работа «Договор»
2
2
10.
Уверенность в себе и её роль в развитии человека
Зачем человеку нужна уверенность в себе
2
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Источники уверенности в себе
Какого человека мы называем неуверенным в себе
Практическая работа «Признаки уверенного, неуверенного и
агрессивного человека»
Я становлюсь увереннее
Уверенность и самоуважение
Уверенность и уважение к другим
Уверенность в себе и милосердие
Уверенность в себе и непокорность
Практическая работа «Умение сказать «нет»
Конфликты и их роль в усилении Я
Что такое конфликт?
Конфликты в школе, дома, на улице
Способы поведения в конфликте
Тест «Стиль поведения в конфликте»
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
24.
25.
26.
27.
28.
Конструктивное разрешение конфликтов
Практическая работа «Стили поведения в конфликтах»
Конфликт как возможность развития
Г отовность к разрешению конфликта
Практическая работа «Деловая игра «Конфликт»
Ценности и их роль в жизни человека
2
2
2
2
2
29.
Что такое ценности?
2
30.
Ценности и жизненный путь человека
2
31.
Тест «Ценностные ориентации»
2
32.
Ценности подростков
2
33. Практическая работа «Мои ценности»
34. Заключительное занятие
Итого:
2
2
68
Тематический план программы занятий в 7 классе.
N п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема занятия
Вводное занятие
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер.
Формирование учебной мотивации, снятие тревожности.
Мои эмоции.
Эмоциональный словарь.
Чувства «полезные» и «вредные».
Нужно ли управлять своими эмоциями?
Что такое страх?
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие логического мышления
Установление
закономерностей.
Развитие словеснологического мышления.
«Я — образ».
Труд в жизни человека и общества.
Кол-вочасов
2
2
6
4
2
4
2
2
6
6
6
4
6
4
2
Разнообразие профессий.
Профессиональное
самоопределение.
18
Составление словаря профессий.
19
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня
интеллектуального и личностного развития
обучающихся.
Всего часов
16
17
4
2
2
2
68
Тематический план программы занятий в 8 классе.
N п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Тема занятия
Вводное занятие.
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер.
Формирование учебной и познавательной мотивации, снятие
тревожности.
Развитие чувства ответственности за принятое решение.
Формирование навыков построения внутреннего плана действий,
овладение приемами самоконтроля и саморегуляции.
Развитие рефлексивной деятельности.
Формирование адекватной самооценки.
Развитие социального интеллекта.
Развитие произвольного внимания.
Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Развитие распределения, переключения внимания.
Развитие слуховой, зрительной памяти.
Развитие вербальной памяти.
Развитие логического мышления.
Установление закономерностей.
Развитие словеснологического мышления.
Индивидуальность и неповторимость личности.
Знакомство с миром профессий, их видами и типами.
Составление карты выбора профессии.
Знакомство с формулой профессии.
Соотнесение интересов, склонностей и способностей с
требованиями профессий.
Кол-вочасов
2
2
6
6
6
6
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
2
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговаядиагностика уровня
интеллектуального и личностного развития
обучающихся.
Всего часов
22
2
68
Тематический план программы занятий в 9 классе.
N п/п
Тема занятия
Вводное занятие
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоциональноволевой сфер.
3
Общаться - это легко.
4
Какая бывает информация?
5
Как лучше подать информацию?
6
Барьеры на пути информации.
7
Стили общения.
8
Что такое конфликт?
9
Знакомство и отработка методов тренировки внимания.
10
Знакомство и отработка с методов тренировки эффективного
запоминания.
11
Знакомство с методами тренировки мышления.
12
Отработка навыков тренировки сложных форм мышления.
13
Развитие творческого мышления.
14
Развитие логического мышления.
15
Установление
закономерностей.
16
Развитие словеснологического мышления.
17
Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе.
18
Учебные заведения региона.
19
Определение типа будущей профессии.
20
Зависимость жизненных планов от состояния здоровья.
21
Составление индивидуальной траектории
профессионального развития.
22
Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговаядиагностика уровня
интеллектуального и личностного развития
обучающихся.
Всего часов
1
2
Кол-во
часов
2
2
2
2
4
4
4
6
4
4
4
4
4
4
2
2
2
2
2
2
2
2
66