Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 4 к ООП СОО
Приказ № 110 от 30.08.2021
Рабочая программа
по учебному предмету «Астрономия» ( базовый уровень)
уровень: среднее общее образование
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» ( базовый уровень) составлена на основе:
- Федерального закона РФ ―Об образовании‖ от 29.12.2019 № 279-ФЗ (с последующими изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ - СОШ №156;
- Примерной программы по учебному предмету «Астрономия »;
- Рабочей программы воспитания для уровня среднего общего образования МАОУ - СОШ №156.
Класс
11 класс
Количество часов за уровень
Количество часов в неделю
1
Количество часов в год
33
33
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:
формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность
к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе
устойчивых познавательных интересов;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими
средствами информационных технологий;
формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой
цивилизации;
формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной
деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения программы предполагают:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал,
аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
на практике пользоваться основными логическими
приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее
оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Регулятивные УУД:
находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и
выбирать из них наиболее эффективный.
Познавательные УУД:
классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента,
прогнозирования;
анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
выполнять познавательные и практические задания;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее
оценивать;
готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Коммуникативные УУД:
аргументировать свою позицию.
Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии
с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не
передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся
в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:
цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает,
что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных
учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать
свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в
ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с
разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы
и сотрудничества в коллективе;
организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной
деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник получит представление:
о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и
проектной деятельности;
о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод
анализа данных;
о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий;
о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита авторского права и т. п.); о деятельности организаций, сообществ и
структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни; − использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской
работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной
деятельности
Выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и
сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных,
учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения
исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
2. Содержание учебного предмета
• Астрономия, ее связь с другими науками.
• Структура и масштабы Вселенной.
• Особенности астрономических методов исследования.
• Телескопы и радиотелескопы.
• Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 часов)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах.
Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы (7 часов)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны
космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры,
болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6 часов)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные
звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (5 часов)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро
Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная
Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной
системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания
№
I
1
2
II
3
4
* Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
Тема урока
Содержание
Что изучает астрономия. Еѐ значение
и связь с другими науками.
Структура и масштабы Вселенной.
Наземные и космические приборы и
методы исследования
астрономических объектов.
Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия
Астрономия, ее значение и связь с другими науками 2часа
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль
1
астрономии в развитии цивилизации. Структура и
масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов
исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Принцип их работы
Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии 5 часов
Звѐзды и созвездие. Небесные
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и
координаты и звѐздные карты.
атласы.
Видимое движение звѐзд на
различных географических широтах.
Количество
часов
Видимое движение звезд на различных
географических широтах. Кульминация светил.
1
1
1
Фомы и виды деятельности*
Беседа: Формирование
убежденности в возможности
познания законов природы и их
использования на благо развития
человеческой цивилизации;
формирование положительного
отношения к российской
астрономической науке
Беседа: Формирование умения
управлятьсвоей познавательной
деятельностью,
ответственного отношения к
учению,готовность и
Способность к саморазвитию и
самообразованию, осознанному
построению индивидуальной
образовательной деятельности
на основе устойчивых
познавательных интересов
Беседа: Формирование умения
управлять своей познавательной
деятельностью, ответственного
отношения к учению
Тренинг Формирование
целостного отношения к учению;
Годичное движение Солнца по небу.
Эклиптика.
5
Движение и фазы Луны. Затмение
Солнца и Луны.
6
Время и календарь. Точное время и
Время и календарь.
определение географической долготы.
Календарь.
Контрольная работа № 1 по теме
«Практические основы астрономии».
Строение Солнечной системы 7 часов
Развитие представлений о строении
Развитие представлений о строении мира.
мира. Геоцентрическая система мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира.
Гелиоцентрическая система мира
Конфигурация планет и условия их
Конфигурации планет и условия их видимости.
видимости. Синодический и
Синодический и сидерический (звездный)
периоды обращения планет.
сидерический периоды обращения
планет.
Законы движения планет Солнечной Законы Кеплера.
системы.
Форма и размеры Земли
Определение расстояний в Солнечной Определение расстояний и размеров тел в
системе. Годичный параллакс.
Солнечной системе. Горизонтальный параллакс.
Определение размеров светил.
Закон всемирного тяготения.
Движение небесных тел под действием
Возмущения в движении тел
сил тяготения.
Солнечной системы.
Масса и плотность Земли. Определение Определение
массы небесных
7
III
8
9
10
11
12
13
14
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и
Луны.
1
1
становление смыслообразующей
функции познавательного
мотива; готовность к
равноправному сотрудничеству;
позитивное восприятие мира,
позитивная моральная
самооценка
Тренинг: Самостоятельность в
приобретении новых
знаний
и умений,результатам обучения;
позитивная моральная самооценка
Беседа:
1
1
Беседа:
1
Беседа:
1
Тренинг:
1
Беседа:
1
1
Тренинг:
1
Беседа:
15
IV
16
17
18
19
20
21
22
23
V
24
25
26
массы небесных тел.
Приливы.Движение искусственных
спутников Земли и космических
аппаратов к планетам.
Контрольная работа № 2 по теме
«Строение Солнечной системы».
тел.Движение
искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной
системе.
Природа тел Солнечной системы 8 часов
Общие характеристики планет
Солнечная система как комплекс тел, имеющих
общее происхождение.
Солнечная система как комплекс тел,
Земля и Луна — двойная планета.
имеющих общее происхождение.
Исследования Луны
космическими
аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну.
Система Земля – Луна.
Планеты земной группы. Общность
Планеты земной группы.
характеристик.
Меркурий. Венера. Марс.
Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Далекие планеты. Общность
Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
характеристик планет – гигантов.
Спутники и кольца планет – гигантов.
Малые тела Солнечной системы.
Малые тела Солнечной системы: астероиды,
Планеты карлики. Астероиды.
планеты-карлики, кометы, метеороиды,
Кометы.
метеоры, болиды и метеориты.
Контрольная работа № 3 по теме
«Природа тел Солнечной системы».
Солнце и звезды 6 часов
Солнце – ближайшая звезда. Энергия и Излучение и температура Солнца. Состав и
температура Солнца. Состав и строение строение Солнца. Источник его энергии.
Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее
активность.
влияние на Землю.
Расстояние до звезд. Годичный
Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и
параллакс. Видимая и абсолютная
расстояния до звезд. Светимость
звездные величины. Светимость звѐзд.
Характеристики излучения звѐзд.
Спектр,цвет и температура различных классов
1
1
1
Беседа:
Беседа:
1
1
Беседа:
Беседа:
1
1
Беседа:
Беседа:
1
Беседа:
1
1
1
1
Беседа:
Беседа:
Тренинг:
27
28
29
VI
30
31
32
VII
33
Спектры, цвет и температура звѐзд.
Диаграмма «спектр – светимость»
Массы и размеры звѐзд. Двойные
звезды. Определение массы и размеров
звѐзд. Плотность их вещества. Модели
звѐзд.
Переменные и нестандартные звѐзды.
Пульсирующие переменные. Новые и
сверхновые звѐзды.
звезд. Диаграмма «спектр — светимость».
Массы и размеры звезд. Модели звезд.
1
Тренинг:
Переменные и нестационарные звезды.
Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд
различной массы
1
Беседа:
1
Беседа:
1
Беседа:
Контрольная работа № 4 по теме
«Солнце и звезды».
Строение и эволюция Вселенной 4 часа
Наша Галактика. Млечный путь и
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два
Галактика.
типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль.
Звѐздные скопления и ассоциации.
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
Межзвѐздная среда: газ и пыль.
звездообразования. Вращение Галактики.
Движение звѐзд в галактике. Еѐ
Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира
вращение.
галактик.
Другие звѐздные системы – галактики. Квазары.
Скопления
и сверхскопления
«Красное смещение» и закон Хаббла.
Жизнь и разум во Вселенной 1 час
Основы современной космологии.
Проблема существования жизни вне
Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на
планетах Солнечной системы.
Большой взрыв. Реликтовое излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная
энергия» и антитяготение. Проблема
существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни.Поиски
жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе.
1
галактик.
1
Беседа: современной
Основы
Беседа:
космологии.