Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 4 к ООП СОО
Приказ № 110 от 30.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень)
уровень
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
-Конституции Российской Федерации;
-Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями);
-ФГОС СОО (Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования), утвержденного приказом Минобрнауки России
от 06.10.2009 № 413 (в редакции от 11.12.2020);
-Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, утвержденной коллегией Министерства Просвещения Российской Федерации 24.12.2018 и опубликованной на
интернет-сайте Минпросвещения России 30.12.2018;
-Основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ-СОШ № 156
-Программы воспитания для уровня среднего общего образования МАОУ-СОШ № 156.
класс
учебных недель
количество часов в неделю
количество часов за учебный год
10
34
2
68
11
33
2
66
количество часов за уровень
134
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Личностные результаты:
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность
и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
2
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной
организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую
помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
3
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты:
Выпускник научится:
4
Регулятивные универсальные
учебные действия
-самостоятельно определять цели, задавать
параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
-оценивать
возможные
последствия
достижения
поставленной
цели
в
деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
-ставить и формулировать собственные задачи
в
образовательной
деятельности
и
жизненных ситуациях;
-оценивать ресурсы, в том числе время и
другие
нематериальные
ресурсы,
необходимые
для
достижения
поставленной цели;
-выбирать путь достижения цели, планировать
решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
-организовывать
эффективный
поиск
ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
-сопоставлять
полученный
результат
деятельности с поставленной заранее
целью.
Регулятивные познавательные
учебные действия
Коммуникативные универсальные
учебные действия
-искать и находить обобщенные способы
решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
-критически оценивать и интерпретировать
информацию
с
разных
позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
-использовать
различные
модельносхематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также
противоречий,
выявленных
в
информационных источниках;
-находить и приводить критические аргументы
в отношении действий и суждений другого;
спокойно
и
разумно
относиться
к
критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их
как ресурс собственного развития;
-выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять
целенаправленный
поиск
возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
-выстраивать
индивидуальную
образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников
и ресурсные ограничения;
-менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности.
-осуществлять деловую коммуникацию как со
сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
-при осуществлении групповой работы быть как
руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
-координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
-развернуто, логично и точно излагать свою
точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
-распознавать конфликтогенные ситуации и
предотвращать конфликты до их активной
фазы,
выстраивать
деловую
и
образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты:
Выпускник на базовом уровне научится:
5
«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
- выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
«Общество как сложная динамическая система»:
- характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных
проблем.
«Экономика»:
- раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
- различать формы бизнеса;
- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
- различать экономические и бухгалтерские издержки;
- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской
системе РФ;
- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
- определять причины безработицы, различать ее виды;
6
- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное
потребительское поведение;
- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
внутренний продукт);
- различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
«Социальные отношения»:
- выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
- различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
- определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
- различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
- выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
- характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
- характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
- высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
- формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение
веротерпимости;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать,
делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
- оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
«Политика»:
- выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
- различать политическую власть и другие виды власти;
- устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
- высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
- раскрывать роль и функции политической системы;
- характеризовать государство как центральный институт политической системы;
- различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
- обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
7
- характеризовать демократическую избирательную систему;
- различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
- устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
- определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
- конкретизировать примерами роль политической идеологии;
- раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
- формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
- оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
- иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
- различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
«Правовое регулирование общественных отношений»:
- сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
- выделять основные элементы системы права;
- выстраивать иерархию нормативных актов;
- выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
- различать понятия "права человека" и "права гражданина", ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
- обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
- аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
- раскрывать содержание гражданских правоотношений;
- применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
- различать организационно-правовые формы предприятий;
- характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
- давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
- находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования;
- характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
- иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
- извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК
РФ);
- объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
8
«Человек. Человек в системе общественных отношений»:
- использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
- оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
- объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
- выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
«Общество как сложная динамическая система»:
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
- выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
- систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и
представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
«Экономика»:
- выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
- выявлять противоречия рынка;
- раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
- обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
- различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
- применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
- оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
- высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
«Социальные отношения»:
- выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
- анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
- выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
- толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль
толерантности в современном мире;
- находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
- выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать
им оценку;
- выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося
поведения;
- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
«Политика»:
- находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
- выделять основные этапы избирательной кампании;
- в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
9
- отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
- самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
«Правовое регулирование общественных отношений»:
- действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
- перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
- характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
- ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
- выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
- применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
- характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского
общества в противодействии терроризму.
10
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Тема «Человек. Человек в системе общественных отношений».
Содержание темы:
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и
виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль. Нравственная культура.
Искусство, его основные функции. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация индивида, агенты (институты)
социализации. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и
необходимость в человеческой деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды
человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного познания. Духовная жизнь и духовный мир человека.
Общественное и индивидуальное сознание. Мировоззрение. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Свобода и
ответственность. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный
смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Тема «Общество как сложная динамическая система».
Содержание темы:
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития:
общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы глобализации. Основные направления
глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Тема «Экономика».
Содержание темы:
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные доходы. Спрос, закон
спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Виды и функции
рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Рыночные отношения
в современной экономике. Фирма в экономике. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и
прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования бизнеса. Банковская система. Центральный банк
Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок
труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника,
работника, потребителя, семьянина. Роль государства в экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП - основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Мировая экономика.
Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная
политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тема «Социальные отношения».
Содержание темы:
11
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы. Молодежь как
социальная группа. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. Социальные нормы, виды
социальных норм. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Тема «Политика».
Содержание темы:
Политическая деятельность. Политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура функции.
Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции. Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции,
классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений. Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Политический процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Тема «Правовое регулирование общественных отношений».
Содержание темы:
Право в системе социальных норм. Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное
право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности
гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое
право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на
результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные
организации и образовательные организации высшего образования. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и
принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Учебный предмет «Обществознание» изучается на базовом уровне и состоит из тем. В 10 классе изучаются темы «Человек. Человек в системе
общественных отношений», «Общество как сложная динамическая система», «Правовое регулирование общественных отношений». В 11 классе изучаются
темы «Экономика», «Социальные отношения», «Политика».
12
Антикоррупционный компонент.
С учетом Методических рекомендаций по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов, разработанных ФГБОУ ВПО
"Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", направленных письмом Минобрнауки от 03.08.2015 № 081189, в целях развития правовой культуры и правосознания обучающихся, привития им ценностей законности и правопорядка, уважения прав и свобод
граждан, формирования навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения, для развития знаний о противодействии коррупции,
формирования антикоррупционных взглядов и утверждения ценностей правового государства, в содержание дисциплины (учебного предмета)
«Обществознание» интегрированы программы и мероприятия антикоррупционного воспитания, направленные на:
1) формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
2) формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
3) формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
4) овладение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
5) формирование основ правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав.
Кроме того, учебный предмет "Обществознание" обеспечивает формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, навыков определения собственной
активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, а также - основ правосознания для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской
Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами.
Антикоррупционным элементом в программе дисциплины (учебного предмета) «Обществознание» являются следующие дидактические единицы:
Раздел курса
Политика и право
Общество
Дидактические единицы
Коррупционные
ответственность.
правонарушения:
виды,
Коррупция как вызов и угроза нормальному
состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных
факторов для общественных институтов.
Коррупция - социально опасное явление.
Образовательный результат
- способность выявлять признаки коррупционного поведения;
- осознание степени общественной опасности коррупционных правонарушений
(преступлений);
- осознание неотвратимости наказания за совершение правонарушений (в т.ч.
коррупционного характера).
- способность характеризовать значение коррупции для состояния общественных
отношений;
- способность определять характер вреда, причиняемый общественным отношениям
коррупционным поведением граждан, должностных лиц;
- способность определять и использовать социальные институты, обеспечивающие
противодействие коррупции;
- способность выбирать корректную модель правомерного поведения в потенциально
коррупциогенных ситуациях.
13
Человек;
Человек в системе
общественных
отношений
Правомерное поведение - как жизненный
ориентир и ценность.
Развитое правосознание и высокий уровень
правовой культуры - основа свободы
личности.
Мотивы коррупционного поведения.
- способность сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения;
- понимание значимости правовых явлений для личности;
- способность к развитию правосознания на основе полученных знаний;
- приобретение навыков, необходимых для повышения уровня правовой культуры в
рамках образовательной и иной деятельности;
- способность выявления мотивов коррупционного поведения и определение
коррупциогенных факторов.
Экономика
Экономические издержки коррупции.
Влияние коррупции на экономическую
систему государства.
Экономические
предпосылки
коррупционных явлений.
- приобретение знаний о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим
отношениям;
- способность выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических
отношений.
приобретение
знаний
об
основных
направлениях
государственной
антикоррупционной политики;
- приобретение знаний о содержании понятия коррупции, его основных признаках;
- способность осуществлять классификацию форм проявления коррупции;
- приобретение знаний о негативных последствиях, наступающих в случае
привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения;
- способность разграничения коррупционных и схожих некоррупционных явлений в
различных сферах жизни общества.
-
Право
Политика как
общественное
явление
Понятие коррупции.
Противодействие коррупции.
Коррупционные правонарушения:
ответственность.
виды,
Политические
гарантии
защиты
от
коррупции: многопартийность, разделение
властей,
свобода
средств
массовой
информации; право граждан участвовать в
управлении делами государства.
- способность определять роль политических институтов в системе противодействия
коррупции.
Антикоррупционные дидактические единицы в тематическом планировании указаны при изложении темы урока и отмечены знаком «*» при номере урока.
14
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п
тема урока
виды и формы деятельности по
реализации Программы воспитания
Тема: Человек. Человек в системе общественных отношений
25 часов
1
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2
Понятие культуры.
Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Обсуждение
3
Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная.
Обсуждение
4
Формы и виды культуры: молодежная субкультура, контркультура.
Обсуждение
5
Многообразие и диалог культур.
Обсуждение
6
7
Мораль.
Нравственная культура.
Мораль.
Нравственная культура.
Обсуждение
Дискуссия
8
Искусство, его основные функции.
Обсуждение
9
Искусство, его основные функции.
Дискуссия
10
Религия.
Мировые религии.
11
Роль религии в жизни общества.
12
Социализация индивида, агенты (институты) социализации.
13
14
Мышление, формы и методы мышления.
Мышление и деятельность.
Мотивация деятельности, потребности и интересы.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
количество
часов
Дискуссия
Обсуждение
Круглый стол
15
15
16
17
18
19
20
Познание мира.
Формы познания.
Понятие истины, ее критерии.
Абсолютная, относительная истина.
Виды человеческих знаний.
Естественные и социально-гуманитарные науки.
Особенности научного познания.
Общественное и индивидуальное сознание.
Духовная жизнь и духовный мир человека.
Мировоззрение.
Самосознание индивида и социальное поведение.
Социальные ценности.
21
Свобода и ответственность.
22
Основные направления развития образования.
Функции образования как социального института.
Общественная значимость и личностный смысл образования.
23
Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
24*
25
Правомерное поведение - как жизненный ориентир и ценность.
Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры - основа свободы личности.
Мотивы коррупционного поведения.
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме «Человек. Человек в системе
общественных отношений».
Обсуждение
Дискуссия
Дискуссия
Дискуссия
Дискуссия
Дискуссия
Круглый стол
Дискуссия
Круглый стол
Тема: Общество как сложная динамическая система
26
27
28
Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Социальное взаимодействие и общественные отношения.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального изменения.
Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс.
Формы социального прогресса: реформа, революция.
Процессы глобализации.
Основные направления глобализации.
Последствия глобализации.
6 часов
Обсуждение
Обсуждение
Обсуждение
16
29
30*
31
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.
Коррупция - социально опасное явление.
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме «Общество как сложная
динамическая система».
Круглый стол
Круглый стол
Круглый стол
Тема: Экономика
32
Экономика, экономическая наука.
Уровни экономики: микроэкономика, макроэкономика.
33
Факторы производства и факторные доходы.
34
35
36
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса.
Предложение, закон предложения.
Формирование рыночных цен.
Равновесная цена.
Виды и функции рынков.
Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.
Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
37
Рыночные отношения в современной экономике.
38
Акции, облигации и другие ценные бумаги.
39
40
Фирма в экономике.
Предприятие.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные затраты (издержки).
41
Основные источники финансирования бизнеса
42
Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России.
43
Финансовые институты.
26 часов
Обсуждение
Обсуждение
Деловая игра
Обсуждение
17
44
Виды, причины и последствия инфляции.
45
Рынок труда.
Занятость и безработица, виды безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Круглый стол
46
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина.
Деловая игра
47
48
49
50
51
52
53
54
Дискуссия
Роль государства в экономике.
Общественные блага.
Роль государства в экономике.
Общественные блага.
Налоговая система в РФ.
Виды налогов.
Обсуждение
Дискуссия
Обсуждение
Функции налогов.
Основы денежной и бюджетной политики государства.
Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Государственный бюджет.
Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители.
ВВП и ВНП - основные макроэкономические показатели.
Экономический рост.
Мировая экономика.
Международная специализация, международное разделение
экономическая интеграция, мировой рынок.
Государственная политика в области международной торговли.
Круглый стол
Деловая игра
труда,
международная
торговля,
55
Глобальные экономические проблемы.
56*
Экономические издержки коррупции.
Влияние коррупции на экономическую систему государства.
Экономические предпосылки коррупционных явлений.
Круглый стол
57
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме «Экономика».
Круглый стол
Тема: Социальные отношения
Дискуссия
14 часов
18
58
Социальная структура общества и социальные отношения.
Обсуждение
59
Социальная стратификация, неравенство.
Социальные группы, их типы.
Обсуждение
60
Молодежь как социальная группа.
61
Социальный конфликт.
Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения конфликтов.
Круглый стол
62
Социальные нормы, виды социальных норм.
Обсуждение
63
Отклоняющееся поведение (девиантное).
Дискуссия
64
Социальный контроль и самоконтроль.
Дискуссия
65
Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.
Обсуждение
66
Этнические общности.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Круглый стол
67
Семья и брак.
Дискуссия
68
Тенденции развития семьи в современном мире.
Проблема неполных семей.
Дискуссия
69
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Дискуссия
70
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Круглый стол
71
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме «Социальные отношения».
Круглый стол
Дискуссия
Тема: Политика
72
Политическая деятельность.
Политические институты.
Политические отношения.
26 часов
Обсуждение
19
73
Политическая деятельность.
Политические институты.
Политические отношения.
Деловая игра
74
Политическая власть.
Обсуждение
75
Политическая система, ее структура функции.
Деловая игра
76
77
78
79
80
81
82
Государство как основной институт политической системы.
Государство, его функции.
Государство как основной институт политической системы.
Государство, его функции.
Политический режим.
Типология политических режимов.
Политический режим.
Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Обсуждение
Деловая игра
Обсуждение
Деловая игра
Дискуссия
Обсуждение
Деловая игра
83
Избирательная кампания.
Обсуждение
84
Избирательная кампания.
Деловая игра
85
Гражданское общество и правовое государство.
Обсуждение
86
Гражданское общество и правовое государство.
Круглый стол
87
88
89
Политическая элита и политическое лидерство.
Типология лидерства.
Политическая элита и политическое лидерство.
Типология лидерства.
Политическая идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические течения современности.
Обсуждение
Круглый стол
Обсуждение
20
90
Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды.
Типы партийных систем.
Круглый стол
91
Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Круглый стол
92
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Дискуссия.
Групповая работа.
93
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Деловая игра.
94
Политический процесс.
Политическое участие.
Обсуждение
95
Абсентеизм, его причины и опасность.
Обсуждение
96*
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств
массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
Круглый стол
97
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме «Политика».
Круглый стол
Тема: Правовое регулирование общественных отношений
37 часов
98
Право в системе социальных норм.
99
Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и
процессуальное право.
100
Источники права.
101
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Обсуждение
102
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Групповая работа
103
Гражданство Российской Федерации.
104
Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
105
Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Обсуждение
Индивидуальная и групповая
работа
21
106
107
108
109
110*
111
112
113
114
Конституционные права и обязанности гражданина РФ.
Воинская обязанность.
Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.
Понятие коррупции.
Противодействие коррупции.
Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Экологическое право.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Гражданское право.
Гражданские правоотношения.
Субъекты гражданского права.
Имущественные права.
Право собственности.
Основания приобретения права собственности.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя.
Право на результаты интеллектуальной деятельности.
115
Наследование.
116
Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
117
Организационно-правовые формы предприятий.
118
Семейное право.
Порядок и условия заключения и расторжения брака.
Правовое регулирование отношений супругов.
119
Права и обязанности родителей и детей.
120
Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные
организации высшего образования.
Круглый стол
Обсуждение
Групповая работа.
Круглый стол
Обсуждение
Круглый стол
Групповая работа
Обсуждение
Дискуссия
Круглый стол
22
121
122
123
124
125
Занятость и трудоустройство.
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Занятость и трудоустройство.
Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Деловая игра
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы гражданского процесса.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения.
Основные правила и принципы гражданского процесса.
126
Особенности административной юрисдикции.
127
Особенности административной юрисдикции.
128
Особенности уголовного процесса.
129
Стадии уголовного процесса.
130
Конституционное судопроизводство.
131
Понятие и предмет международного права.
132
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
133
Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
134
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме «Правовое регулирование
общественных отношений».
Групповая и индивидуальная
работа
Индивидуальная работа
Групповая и индивидуальная
работа
Круглый стол
23
10-11 классы
№ п/п
1
2
3
4
5
6
количество часов,
отводимых на изучение каждой темы
тема
Человек. Человек в системе общественных отношений
Общество как сложная динамическая система
Экономика
Социальные отношения
Политика
Правовое регулирование общественных отношений
25
6
26
14
26
37
134
Всего учебных часов за 10-11 классы
Распределение между 10 и 11 классами тем и количества часов, отводимых на изучение каждой темы:
10 класс:
№ п/п
1
2
3
количество часов, отводимых на освоение
каждой темы
тема
Человек. Человек в системе общественных отношений
Общество как сложная динамическая система
Правовое регулирование общественных отношений
Всего часов за 10 класс
25
6
37
68
11 класс:
№ п/п
1
2
3
количество часов, отводимых на освоение
каждой темы
тема
Экономика
Социальные отношения
Политика
Всего часов за 11 класс
26
14
26
66
24