Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 4 к ООП СОО
Приказ № 110 от 30.08.2021
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык» (базовый уровень)
уровень: среднее общее образование
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ - СОШ №156.
- Примерной программы по учебному предмету «Русский язык».
- Рабочей программы воспитания для уровня среднего общего образования МАОУ - СОШ №156.
Класс
10 класс
11 класс
Количество часов за уровень
Количество часов в неделю
1
1
Количество часов в год
34
33
67
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Личностные результаты
1.1 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и
строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и
способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное
отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
1.2 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к
служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся
основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
1.3 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения,
готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность
отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию
отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в
том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции;
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям.
1.4 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и
поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору
добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств
(чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);__
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
1.5 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе,
художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научнотехническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
1.6 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка
к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных
ценностей.
1.7 Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических
отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и
творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
1.8 Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной
организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами
универсальных учебных действий (УУД).
2.1 Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель
достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни
окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной
цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2.2 Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный
поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия
в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а
также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого
переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
2.3 Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной
организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор
идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных)
языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой
принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения,
аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем
обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования
(с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные
нормы русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение
опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление,
статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи
(рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ
и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСОВЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ,
В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
10 КЛАСС
* Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
Тема
1
Слово
1
о русском языке. Общие
сведения о языке. Основные
разделы науки о языке.
2
3
Виды и формы
деятельности*
Работа со статьѐй
учебника
Лексика. Слово, его значение.
Дискуссия
Однозначность и многозначность
слов. Изобразительновыразительные средства
Омонимы, паронимы, синонимы,
антонимы. Их употребление
Содержание
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и
уровней языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в
международном общении, в межнациональном общении, формирование
представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного русского
языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительновыразительные средства языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Происхождение
4
лексики
современного русского языка.
Обсуждение проблемы
5
Речевое общение
Речь как деятельность. Культура
речи как раздел лингвистики.
Создание устных и
письменных
монологических и
диалогических
высказываний
различных типов и
жанров
6
Фразеология. Фразеологические
единицы, их употребление.
Сочинение-миниатюра
на тему «Жизнь слова»
7
Лингвистический анализ
текста №1. Подготовка к
написанию сочинениярассуждения
Работа с текстом
8
Звуки и буквы. Чередование
звуков. Орфоэпия
Формы существования русского национального языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные. разновидности, жаргон,
арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур. Проблемы экологии языка. Историческое развитие русского языка.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Культура видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение,
письмо. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и
диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и
диалогических высказываний различных типов и жанров в научной,
социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом
речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения,
ситуациях межкультурного общения. Сфера употребления, типичные
ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для
разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового
стилей, владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о
нормах
речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи:
нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная
целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и
самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Формирование представлений о лингвистике как части общечеловеческого
гуманитарного знания. Лингвистический анализ текстов различных
функциональных разновидностей языка. Основные виды сочинений.
Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка
создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С)
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского
литературного языка: орфоэпические (произносительные и
9
Морфемика. Состав слова.
Морфемы. Морфемный анализ
слова.
Работа со словарями
10
Лингвистический анализ
текста 2. Подготовка к
написанию сочинения
рассуждения.
Устный вариант
сочинения
11
Словообразование.
Работа со словарями
12
Принципы русской орфографии.
Безударные гласные в корне
слова.
Проверяем себя
13
Употребление гласных после
шипящих и Ц.
Составить таблицу
14
Правописание звонких, глухих,
непроизносимых и двойных
согласных.
Контрольная тестовая работа
по материалам ЕГЭ № 1
Анализ ошибок, допущенных в
15
16
Работа с тестом
Комментирование
акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и
синтаксические), стилистические.
Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка;
знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить
в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в
слове, находить основу слова, различать процессы слово- и
формообразования.
Формирование представлений о системе стилей художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном
авторском стиле; актуализация знаний по интерпретации исходного текста,
развитие навыка создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ
(часть С)
Знать основные способы образования слов в русском языке, основные виды
словообразовательных словарей, порядок словообразовательного разбора;
уметь определять способ словообразования, различать морфологические и
неморфологические способы образования слов, выполнять
словообразовательный разбор, пользоваться словообразовательным словарем
для уточнения способа образования слов.
Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения
орфографии; знать правила правописания безударных гласных в корне слова;
уметь узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с
написанием безударных гласных (опознавательный этап), определять условия
выбора верного написания (выборочный этап), на основании правила делать
выбор написания (этап решения орфографической задачи).
Знать состав слова, части речи, употребление гласных после шипящих; уметь
распознавать морфемы в словах, определять часть речи, правильно писать
гласные после шипящих.
Знать правописание звонких и глухих согласных; непроизносимых согласных;
двойных согласных; уметь находить звонкие и глухие, непроизносимые и
двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах.
Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на
практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы.
Знать правописание приставок, зависящее от значения, правописание
17
тесте.
Правописание приставок.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Имя существительное как часть
речи.
18
Правописание имен
существительных.
19
Контрольная работа по темам
"Лексика. Фонетика.
Орфография".
Анализ ошибок, допущенных в
контрольной работе.
Имя прилагательное как часть
речи.
Правописание имен
прилагательных.
20
21
22
Имя числительное как часть
речи.
23
24
Имя числительное как часть
речи.
Местоимение как часть речи.
25
Глагол как часть речи.
26
Правописание глаголов.
результатов теста.
приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок,
основанное на морфологическом принципе; уметь правильно писать
приставки, переносить слова, определять функции ъ и ь и в соответствии с
этим правильно писать слова, различать строчные и прописные буквы.
Сообщение - обобщение Знать лексико-грамматические разряды имѐн существительных, род, число,
падеж и склонение имѐн существительных; уметь делать морфологический
разбор имен существительных.
Сообщение - обобщение Знать правила написания имен существительных; уметь правильно писать
суффиксы и падежные окончания существительных, делать выбор в пользу
слитного или дефисного написания сложных существительных.
Знать основные характеристики разделов языкознания: лексика, фонетика,
орфография; уметь выделять главную и побочную информацию, применять
орфографические и пунктуационные правила.
Комментирование
Знать определение имени прилагательного, лексико-грамматические разряды
выставленных оценок
имен прилагательных, склонение качественных, относительных,
притяжательных прилагательных; уметь производить морфологический
разбор, правильно писать окончания имен прилагательных.
Знать правописание суффиксов имен прилагательных, правописание Н- и НН-,
сложных прилагательных; уметь мотивировать выбор при написании,
отличать сложные прилагательные.
Тезисный план
Знать определение имени числительного, его разряды и виды, правописание
имен числительных, склонение; уметь делать морфологический разбор,
склонять, правильно писать имена числительные.
Знать особенности употребления числительных в речи; уметь правильно
употреблять их в речи.
Тезисный план
Знать лексико-грамматические разряды местоимений, особенности их
изменения, правописание; уметь делать морфологический разбор
местоимения, правильно употреблять местоимения в речи, склонять их.
Тезисный план
Знать определение глагола, его грамматические категории, образование
глагола; уметь делать морфологический разбор.
Знать образование глагола, правописание личных окончаний, буквы ь в
глагольных формах, суффиксов глаголов; уметь правильно писать личные
окончания глаголов, употреблять ь в глагольных формах, если это
27
Причастие как глагольная форма.
Составить таблицу
28
Деепричастие как глагольная
форма.
Тезисный план
29
Наречие как часть речи. Слова
категории состояния.
Составить таблицу
30
Контрольная тестовая работа
по материалам ЕГЭ № 2
Анализ ошибок, допущенных в
тесте.
Служебные части речи. Предлог
как служебная часть речи.
Союз как служебная часть речи.
Тест
33
Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их
употребление и значение.
Проверяем себя
34
Междометие как особый разряд
слов. Звукоподражательные
слова.
Обобщение и повторение
изученного.
Лингвистические
исследования
31
32
Комментирование
результатов теста.
необходимо.
Знать определение причастия, разряды по значению, признаки глагола и
прилагательного, образование, правописание; уметь находить вид и залог,
различать причастия и отглагольные прилагательные, правильно писать
суффиксы причастий.
Знать определение деепричастия, разряды по значению, признаки глагола и
наречия, способы образования; уметь находить деепричастия в тексте,
различать деепричастия совершенного и несовершенного вида, правильно
употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок, правильно
ставить запятые при деепричастных оборотах.
Знать определение наречий, разряды по значению, степени сравнения,
правописание; уметь определять разряд по значению, образовывать степени
сравнения.
Уметь применять знания по основным направлениям русского языка на
практике, отбирать информацию, видеть орфограммы и пунктограммы.
Знать определение предлога, какие отношения выражаются с помощью
предлогов, виды предлогов по структуре и происхождению, правописание
предлогов; уметь отличать предлоги от других частей речи, грамотно писать
предлоги.
Знать определение союза, виды союзов по происхождению, по структуре и по
значению; уметь делать морфологический разбор союза, различать союзы и
союзные слова, правильно писать союзы.
Знать определение частицы, разряды по значению, правописание частиц;
уметь определять значение частиц, правильно их писать; находить
орфограмму, безошибочно определять часть речи, делать правильный выбор в
пользу слитного или раздельно написания частиц НЕ и НИ.
Знать определение междометия, типы междометий, их правописание и
пунктуационное оформление. Уметь находить междометия в тексте, различать
междометия и звукоподражательные слова, правильно писать сложные
междометия, ставить знаки препинания при междометиях.
11 класс
* Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
1
2
3
Тема
Виды и формы
деятельности*
Из истории русского
Работа со статьѐй
языкознания.
учебника
Специфика научного стиля.
Составить аннотацию
на прочитанную
статью
Специфика официально-делового Составить тезисный
стиля.
план
Особенности научнопопулярного, публицистического
стилей.
Особенности стиля
художественной литературы.
Написать репортаж
6
Культура публичной речи.
7
Основные принципы русской
пунктуации.
Составить
выступление
Анализ текста
8
Словосочетание как
синтаксическая единица. Виды
синтаксической связи.
Простое предложение как
синтаксическая единица.
Классификация предложений.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и
4
5
9-10
11
Обмен читательскими
впечатлениями
Работа в парах и
группах
Составить таблицу
Содержание ФГОС
Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической
дифференциации языка. Основные жанры научного (доклад, аннотация,
статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.)
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический).
Основные жанры официально-делового (резюме, характеристика, расписка,
доверенность и др.).
Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк,
отзыв и др.) стиля.
Разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности
современного русского языка. Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании.
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая
единица, его типы. Виды связи в словосочетании.
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены,
способы их выражения.
Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы
простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные –
сказуемым.
12
Текст. Признаки текста.
13
Композиция авторского текста.
Виды связи предложений в
тексте.
Предложения с однородными
членами. Знаки препинания
между однородными членами.
Развитие умений
самостоятельной работы с
текстом. Определение темы,
идеи, проблематики текста.
Способы определения авторской
позиции. Выражение
собственного отношения к
авторской позиции.
Предложения с обособленными
членами. Обособление
определений.
Обособленные приложения и
дополнения.
Обособление обстоятельств,
выраженных деепричастиями.
Знаки препинания в
предложениях со
сравнительными оборотами.
Сочинение на моральноэтическую тему по заданному
тексту.
1415
16
17
1819
20
21
22
23
Лингвистический
анализ текста
нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры,
полные и неполные). Типы односоставных предложений.
Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ
текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации.
Однородные члены предложения. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Лингвистический
анализ текста
Формирование умений лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
Обсуждение проблемы,
аргументация ответа
Владение различными приемами редактирования текстов;
формирование умений проводить лингвистический эксперимент и
использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности
Обособленные члены предложения. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Работа с текстом
Обособленные члены предложения. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Обособленные члены предложения. Соблюдение основных пунктуационных
норм.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Сочинение рассуждение
Понимание и осмысленное использование понятийного аппарата
современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации
художественных произведений; владение навыками комплексного
филологического анализа
художественного текста.
Вводные слова, вводные
предложения и вставные
конструкции. Обращения.
Междометия в составе
предложения. Словапредложения да и нет.
Тест в формате ЕГЭ.
Составить вопросы
для повторения
Обращение; вводные и вставные конструкции. Соблюдение основных
пунктуационных норм.
Тест
26
Анализ ошибок, допущенных в
тесте. Сложносочиненное
предложение. Знаки препинания
в сложносочиненном
предложении.
Комментирование
результатов теста.
27
Сложноподчиненное
предложение.
Сложноподчиненное
предложение с одним
придаточным.
28
Сложноподчиненные
предложения с несколькими
придаточными.
Творческая работа в
группах
29
Бессоюзное сложное
предложение. Знаки препинания
в бессоюзном сложном
предложении.
Составить план
устного ответа
30
Сложные предложения с
Владение навыками комплексного филологического анализа
художественного текста;
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании. Основные синтаксические нормы
современного русского литературного языка (нормы употребления
однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения;
Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование
орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм
литературного языка в речевой практике. Уместность использования
языковых средств в речевом высказывании. нормы построения
сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в
сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного
предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной
части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»;
Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ простого и
сложного предложения.
нормы построения бессоюзного предложения; Орфографические нормы,
пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и
пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в
речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом
высказывании.
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
24
25
31
32
33
разными видами связи. Период.
Знаки препинания в периоде.
Оформление на письме прямой
речи и диалога. Разные способы
оформления на письме цитат.
Тест в формате ЕГЭ.
Сочинение - рассуждение по
прочитанному тексту в формате
ЕГЭ.
Найти высказывания
великих людей о языке,
о культуре речи и
оформить цитаты
Тест
Комментирование
результатов теста
Владение начальными навыками литературоведческого исследования
историко- и теоретико-литературного характера;
Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в
предложении с косвенной речью и др.). Умение оценивать художественную
интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов
искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка)
Обобщение, повторение и систематизация изученного материала.
Актуализация знаний по интерпретации исходного текста, развитие навыка
создания собственного текста с целью подготовки к ЕГЭ (часть С)