Рабочая программа. Биология ( базовый уровень)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156

Приложение № 4 к ООП СОО
Приказ № 110 от 30.08.2021

Рабочая программа
по учебному предмету «Биология»
уровень: среднее общее образование

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
- Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №156.
- Примерной программы по учебному предмету «Биология».
- Рабочей программы воспитания для уровня среднего общего образования МАОУ СОШ №156.
Класс
10 класс
11 класс
Количество часов за уровень

Количество часов в неделю
1
1

Количество часов в год
34
33
67

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результатами изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования являются:
- реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
- признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
- сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках
(тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументировании своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку рения, отстаивать свою позицию
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь
природных явлений;
– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм,
вид, экосистема, биосфера;
– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению
биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на
основе биологических теорий;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать
связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы
дыхания и размножения, особенности развития);
– объяснять причины наследственных заболеваний;
– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости;
сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических
факторов;
– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для
использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании
представленных данных;
– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
– объяснять последствия влияния мутагенов;
- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории
(клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической
деятельности;
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления
(мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы
наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы
наследственности;
– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности
человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
– "Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:
– 1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в
формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
– 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование биологической терминологией и символикой;
– 3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и
экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
– 4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
– 5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к
глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
2. Содержание учебного предмета
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль
биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые ки
слоты, АТФ и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно - научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Организм
Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма
(онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических
веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой
природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции,
их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы
человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и
поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение
биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук.
Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).

Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка антропогенных изменений в природе.
Биология. 10 класс (34 часа, 1 час в неделю)
Примерные темы, раскрывающие данный Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельраздел программы и число уроков, отвоности учащихся
димых на данный раздел.
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (3 часа)
Краткая история развития биологии. Система Объект изучения биологии – живая природа
Объяснять роль биологии в формировании
биологических наук(1ч.)
Связи биологии с другими науками. Совренаучного мировоззрения, вклад биологичеменная естественно - научная картина мира.
ских теорий в формирование современной
Роль биологических теорий, идей, гипотез в
естественно - научной картины мира.
формировании современной естественно научной картины мира.
Сущность и свойства живого. Уровни оргаОтличительные признаки живой природы:
Выделять существенные признаки живой
низации и методы познания живой природы
уровневая организация и эволюция. Основприроды и биологических систем (клетки,
(2ч.).
ные уровни организации живой природы.
организма, вида, экосистем).
Биологические системы. Общие признаки
биологических систем. Методы познания

История изучения клетки. Клеточная теория
(1ч.).

живой природы: наблюдение, эксперимент,
измерение, моделирование
Раздел 2. Клетка.(12 часов)
Цитология – наука о клетке. Развитие знаний
о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр,
М.Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория.
Роль клеточной теории в формировании современной естественно - научной картины
мира.

Химический состав клетки (4ч.).

Неорганические (вода, минеральные соли) и
органические (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) вещества, их роль
в клетке и организме человека. Удвоение молекулы ДНК.

Строение эукариотической и прокариотической клеток (5ч.).

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, из функции. Ядро. Хромосомы.
Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток: доядерные и ядерные клетки; соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки. Деление клетки –
основа роста и размножения организмов.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках

Реализация наследственной информации в
клетке (1ч.).

Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Сущность
и значение фотосинтеза.
Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

Вирусы (1ч.).

Характеризовать содержание клеточной теории.
Объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественно - научной
картины мира; вклад учѐных – исследователей клетки в развитие биологической науки.
Приводить доказательства (аргументация)
родства живых организмов с использованием
положений клеточной теории.
Приводить доказательства (аргументация)
единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.
Сравнивать химический состав тел живой и
неживой природы и делать выводы на основе
сравнения.
Ставить эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объяснять их результаты.
Выделять существенные признаки строения
клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток.
Уметь пользоваться цитологической терминологией.
Выделить существенные признаки процесса
деления клетки.
Приводить доказательства (аргументация)
родства живых организмов используя знания
о геноме
Выделить существенные признаки гена, обмена веществ и превращений энергии в клетке.
Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний.
Находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и
оценивать их.

Организм – единое целое. Многообразие
живых организмов (1ч.).
Обмен веществ и превращение энергии (2ч.).

Размножение организмов (4ч.).

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (2ч.).

Наследственность и изменчивость – свойства
организмов (8ч.)

Раздел 3. Организм. (19 часов)
Организм. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Метаболизм, энергетический обмен, пластический обмен. Фотосинтез.
Типы питания. Автотрофы. Гетеротрофы.
Воспроизведение организмов, его значение.
Бесполое и половое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.
Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Индивидуально развитие
человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности
наследования, установленные Г. Менделем.
Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Генетические карты. Значения генетики для
медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутации, их причины. Влияние мутагенов на организм человека. Меры защиты

Выделить существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов.
Выделять существенные признаки процессов
обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.
Выделять существенные признаки процессов
размножения и оплодотворения.
Сравнивать половое и бесполое размножение
и делать выводы на основе сравнения.
Объяснять отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений
развития организмов.
Сравнивать зародыши человека и других
млекопитающих и делать выводы на основе
сравнения.
Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью,
последствия влияния факторов риска на здоровье.
Обосновывать меры профилактики вредных
привычек.
Характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомные теории наследственности;
современных представлений о гене и геноме,
закономерностей изменчивости.
Объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки, установленных им закономерностей в формирование современной
естественно -научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений, влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций.

окружающей среды от загрязнения мутагенами.

Основы селекции. Биотехнология (2 ч.)

Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах
многообразия и происхождения культурных
растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственные отбор. Биотехнология, еѐ достижения, перспективы развития.
Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование
человека, направленное изменение генома,
искусственное оплодотворение).

Приводить доказательства (аргументация)
родства живых организмов на основе положений генетики.
Уметь пользоваться генетической терминологией и символикой.
Решать элементарные генетические задачи.
Составлять элементарные схемы скрещивания.
Выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
Характеризовать Н.И. Вавилова в развитие
биологической науки.
Выделять существенные признаки процесса
искусственного отбора.
Оценивать этически аспекты некоторых исследований в области биотехнологии.

Биология. 11 класс (33 часа, 1 час в неделю)
Примерные темы, раскрывающие данный
раздел программы и число уроков, отводимых на данный раздел.
Ведение (1час)
История эволюционных идей(5ч.)

Современное эволюционное учение ( 9ч.).

Основное содержание по темам

Раздел 1. Вид. (21 час)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвинский период. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории
Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория
Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории и
формировании современной естественнонаучной картины мира
Вид, его критерии. Популяция – структурная
единица вида, единица эволюции. Синтети-

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Знать историю эволюционных идей. Характеризовать вклад ученых в развитие биологии в додарвинский период. Знать значение
работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, теории
Ж.Кювье. Знать предпосылки возникновения
учения Ч.Дарвина. Понимать сущность эволюционной теории, сложные и противоречивые пути ее становления, вклад в формирование современной естественно – научной
картины мира.
Выделять существенные признаки биологических объектов (видов) и процессов (дейст-

Происхождение жизни на Земле(3ч.).

Происхождение человека(4ч.)

Экологические факторы (3ч.).

ческая теория эволюции. Движущие силы
эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор;
их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного
отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа
устойчивого развития биосферы. Главные
направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов. Доказательства эволюции органического мира.
Развитие представлений о возникновении
жизни. Опыты Ф. Реди, Л.Пастера. Гипотезы
о происхождении жизни. Современные
взгляды на возникновение жизни. Теория
Опарина – Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира
(класс Млекопитающие, отряд Приматы, род
Люди). Эволюция человека, основные этапы.
Расы человека. Происхождение человеческих
рас. Видовое единство человечества

Раздел 2. Экосистемы. (12 час)
Предмет и задачи экологии. Экологические
факторы среды (абиотические, биотические,
антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые
отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

вие искусственного и естественного отбора,
формирование приспособленности, образование видов); объяснять причины эволюции,
изменяемости видов, уметь пользоваться
биологической терминологией и символикой,
описывать особей видов по морфологическому критерию, приспособления организмов к среде обитания, сравнивать процессы
естественного и искусственного отбора.
Приводить доказательства необходимости
сохранения многообразия видов

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни, аргументировать
свою точку зрения в ходе дискуссий по обсуждению гипотез сущности и происхождения жизни.
Знать понятия: происхождение человека; основные этапы эволюции; движущие силы антропогенеза; человеческие расы, их единство.
Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения человека, аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссий по
обсуждению гипотез сущности и происхождения человека, проблемы происхождения
человека.
Знать понятия: экология; внешняя среда;
экологические факторы; абиотические, биотические и антропогенные; паразитизм,
хищничество, конкуренция, симбиоз; экологическая ниша. Развивать общебиологические умения на экологическом содержании:
наблюдать и выявлять приспособления у организмов

Структура экосистем (4ч.).

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ
и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества - агроценозы

Биосфера – глобальная экосистема (2ч.).

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и
структура биосферы. Учение
В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых
организмов в биосфере. Биомасса Земли.
Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода)

Биосфера и человек (3ч.).

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной
среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов

Объяснять причины устойчивости и смены
экосистем; решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания). Выявлять антропогенные изменения в
экосистемах своей местности, изменения в
экосистемах на биологических моделях.
Сравнивать биологические объекты (природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности) и формулировать выводы на основе
сравнения. Выделять существенные признаки
биологических объектов (экосистем) и процессов (круговороте веществ и превращениях
энергии, динамике и устойчивости экосистем)
Понимать содержание учения
В.И.Вернадского о биосфере. Обобщить и
систематизировать представления об экосистемах как целостных биологических системах, о закономерностях, проявляющихся на
данном уровне организации живого (круговороте веществ и превращении энергии, динамике и устойчивости экосистем); Выделять
существенные признаки биологических объектов (биосферы).
Анализировать и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.
Обосновывать и соблюдать правила поведения в природной среде

Заключение (1ч.).
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания
10 класс
Тематическое планирование составлено с учѐтом рабочей программы воспитания школы.
* Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом

№
Тема урока
урока

Виды и формы деятельности*

Количество часов

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (3 часа)
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук
1

2
3

4

5
6

Краткая история развития биологии. Система
Работа в парах. Составление таблиц: система биологиче1
биологических наук.
ских наук. Методы изучения биологии.
Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.
Сущность и свойства живого.
Уровни организации и методы познания живой
природы.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы.

Раздел 2. Клетка (12 часов)
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория.
История изучения клетки. Клеточная теория
Работа в парах. Составление таблицы: Развитие знаний о
клетке
Тема 2.2 Химический состав клетки
Химическая организация клетки. Неорганические вещества
Органические вещества. Общая характеристика.
Липиды

1
1

1

1
1

7

Органические вещества. Углеводы. Белки.

8

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты: Составление конспекта: «Органические вещества клетки, их 1
ДНК и РНК.
значение».
Роль нуклеиновых кислот в хранении наследственной информации
Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток
Строение эукариотической клетки. Лабора1
торная работа №1 « Изучение клеток растений
и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Основные органоиды клетки и их функции
Работа в парах. Составление таблицы. Органоиды клетки, 1

9

10

1

11

Эукариотическая клетка растений и животных. их строение и функции
Лабораторная работа № 2 «Сравнение строения
клеток растений, животных, грибов и бактерий»

1

12

Эукариотическая клетка. Ядро. Лабораторная
работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

13

Прокариотическая клетка. Особенности ее
строения. Отрицательная и положительная
роль бактерий в природе и жизни человека
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке
Реализация наследственной информации в
клетке.
Тема 2.5 Вирусы
Неклеточные формы жизни. Вирусы, значение в Составление памятки. Меры профилактики распространеприроде и жизни человека.
ния вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.

1

14

15

1

1

Раздел 3. Организм. (19 часов)
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.
16

Многообразие организмов.

Беседа. Многообразие живых организмов.

1

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии
17

Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен.

18

Типы питания. Пластический обмен. Фотосинтез.
Хемосинтез.

1

Тема 3.3 Размножение
19

Деление клетки. Митоз.

Составление конспекта. Фазы митоза

1

20

Размножение: бесполое и половое

Работа в парах. Заполнение таблицы: формы бесполого и полового размножения

1

21

Образование половых клеток у животных.
Мейоз.

Составление конспекта. Мейоз

1

22

Оплодотворение у растений и животных. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Биологическое значение оплодотворения.
Тема 3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

1

23

Индивидуальное развитие организмов

1

24

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье;
его значение для будущих поколений человека.

25

26

Диспут. «Репродуктивное здоровье. Последствия алкоголя. Никотина, наркотиков на развитие зародыша человека.

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики
Дискуссия. Роль генетики в современном мире
Закономерности наследования. Моногибридное
скрещивание. Лабораторная работа № 4 «Составление элементарных схем скрещивания»

1

1

1

27

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание

1

28

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное
наследование признаков.
Современные представления о гене и геноме. Взаи- Пользуются поисковыми системами интернета.
модействие генов.

1

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с
полом наследование. Лабораторная работа № 5
«Решение генетических задач»
Изменчивость. Типы изменчивости.
Лабораторная работа № 6 «Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Значение генетики для медицины и селекции. НаОбсуждение темы: Наследственные болезни человека, их причины
следственные болезни человека, их причины и про- и профилактика
филактика.

1

29
30

31

32

1

1

1

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология.
33

34

Основы селекции: методы и достижения. Центры
многообразия и происхождения культурных растений
Биотехнология: достижения и перспективы развития.

Беседа: Основные достижения и направления развития современной селекции.

1

Презентации обучающихся по темам: Биотехнология. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы.

1

Тематическое планирование 11 класс
* Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
Тема урока
Виды и формы деятельности*
урока
Введение 1 час
1.
Введение
Работа в парах. Поиск и отбор и систематизация информации в соответствии с учебной задачей
Раздел 1. Вид (20 часов)
Тема 1.1. История эволюционных идей (4 часа)
2.
История эволюционных идей. Развитие биоло- Работа в парах. Составление таблицы по данной теме
гии в додарвинский период
3.
Значение работ К.Линнея. Учения
Работа в парах. Характеризуют прогрессивные и ошибочные
Ж.Б.Ламарка, теория Ж.Кювье
положения эволюционной теории
4.
Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина Работа в парах. Составление таблицы по данной теме
5.
Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволю- Участие в групповой работе. Характеризуют содержание
ционной теории в формировании современной эволюционной теории Ч.Дарвина
естественно - научной картины мира
Тема 1.2. Современное эволюционное учение (9 часов)
6.
Вид, его критерии
Работа в парах. Поиск и отбор и систематизация информации в соответствии с учебной задачей
7.
Лабораторная работа №1 Сравнение видов по
морфологическому критерию
8.
Популяция – структурная единица вида, едиРабота по тексту учебника, составление вопросов по данной
ница эволюции
теме
9.
Движущие силы эволюции: борьба за сущестПользуются поисковыми системами интернета. Находят
вование, естественный отбор, их влияние на
примеры по данной теме
генофонд популяции
10.
Формы естественного отбора. Движущий и
Работа в парах. Составление схемы по формам естественстабилизирующий естественный отбор
ного отбора

Количество часов

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1

11.
12.

13.
14.

15.
16.
17.

18.

19.
20.
21.

22.
23.

24.

Адаптации организмов к условиям обитания
Работа в парах. Поиск и отбор и систематизация информакак результат действия естественного отбора
ции в соответствии с учебной задачей
Лабораторная работа №2 Описание приспособленности организма и ее относительного характера
Видообразование как результат эволюции.
Способы и пути видообразования
Сохранение многообразия видов как основа
Дискуссия. Многообразие видов как основа устойчивого разустойчивого развития биосферы
вития биосферы.
Тема 1.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)
Развитие представлений о возникновении
Работа в парах. Характеристика гипотез происхождения
жизни. Гипотезы о происхождении жизни
жизни и их оценка
Современные взгляды на происхождение жизДискуссия о происхождении жизни
ни
Усложнение живых организмов на Земле в
процессе эволюции
Тема 1.4. Происхождение человека (4 часа)
Положение человека в системе животного мира. Лабораторная работа № 3 Выявление признаков сходства зародышей человека и других
позвоночных животных как доказательство их
родства
Гипотезы происхождения человека
Работа в парах. Характеристика гипотез происхождения
человека и их оценка
Эволюция человека. Основные этапы
Работа по тексту учебника. Характеристика этапов эволюции человека
Расы человека. Видовое единство человека
Работа в группе. Критика расизма и «социального дарвинизма»
Раздел 2. Экосистемы (12 часов)
Тема 2.1. Экологические факторы (3 часа)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии
Работа в парах. Поиск и отбор и систематизация информации в соответствии с учебной задачей
Экологические факторы среды, их значение в
жизни организмов Лабораторная работа № 4
Выявление приспособлений организмов к
влиянию различных экологических факторов.
Взаимоотношения между организмами. МежРабота с текстом параграфа. Заполнение таблицы по данвидовые отношения: паразитизм, хищничестной теме
во, конкуренция, симбиоз

1
1

1
1

1
1
1

1

1
1
1

1
1

1

25.
26.

27.

28.

29.
30.

31.
32.

33.

№
п/п

1
1
2

Тема 2.2. Структура экосистем (4 часа)
Видовая и пространственная структура экосиРабота с текстом параграфа. Составление схемы по данной
стем
теме
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Лабораторная работа №5 Составление пищевых цепей.
Искусственные сообщества – агроценозы. Лабораторная работа № 6 Изучение и описание
экосистем своей местности
Влияние человека на экосистемы. Лабораторная работа № 7 Моделирование структур и
процессов, происходящих в экосистемах
Тема 2.3. Биосфера - глобальная экосистем (2 часа)
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и
Работа с текстом параграфа. Составление схемы по данной
структура биосферы
теме
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль жи- Работа в парах. Поиск и отбор и систематизация информавых организмов в биосфере
ции в соответствии с учебной задачей
Тема 2.4. Биосфера - глобальная экосистема (3 часа)
Биосфера и человек. Глобальные экологичеДискуссия. Глобальные Экологические проблемы и пути их
ские проблемы и пути их решения.
решения
Последствия деятельности человека для окружающей среды. Лабораторная работа №8
Оценка антропогенных изменений в природе
Правила поведения в природной среде. Охрана Работа в группе. Составление памятки о правилах поведения
природы и рациональное использование прив природной среде
родных ресурсов.
Наименование темы

1
1

1

1

1
1

Всего часов

Из них
практические и лабораторные
тестовые и контрольные рабоработы
ты
10 класс (1час в неделю, всего 34 часа)

2
Тема 1.1. Краткая история развития биологии. 1
Система биологических наук
Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни 2
организации и методы познания живой приро-

3

4

5

3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

13

1

ды
Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная
теория
Тема 2.2. Химический состав клетки
Тема 2.3.Строение эукариотической и прокариотической клетки

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке
Тема 2.5. Вирусы
Тема 3.1. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии
Тема 3.3. Размножение
Тема3.4.Индивидуальное развитие организма
(онтогенез)
Тема 3.5. Наследственность и изменчивость

1
4
5

Лабораторная работа №1 Изучение клеток растений и животных
под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Лабораторная работа №2 Сравнение строения клеток растений и
животных, грибов и бактерий
Лабораторная работа №3 Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток
растений

1
1
1
2
4
2
8

Лабораторная работа № 4 Составление элементарных схем скрещивания
Лабораторная работа № 5 Решение
генетических задач
Лабораторная работа № 6 Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной
кривой.
.

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология
2
Итого
34
11 класс (1 час в неделю, всего 33 часа)
Введение
1

2
3

Тема 1.1. История эволюционных идей
Тема 1.2. Современное эволюционное учение

5
10

4
5

Тема 1.3.Происхождение жизни на Земле
Тема 1.4. Происхождение человека

3
3

6

Тема 2.1. Экологические факторы

3

7

Тема 2.2.Структура экосистем

4

8
9

Тема 2.2. Биосфера – глобальная экосистема
Тема 2.4. Биосфера и человек

2
3

Итого

33

Лабораторная работа № 1 Сравнение видов по морфологическому
критерию.
Лабораторная работа № 2 Описание приспособленности организма
и ее относительного характера
Лабораторная работы № 3 Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
Лабораторная работа № 4 Выявление приспособлений организмов к
влиянию различных экологических факторов
Лабораторная работа № 5 Составление пищевых цепей
Лабораторная работа № 6 Изучение и описание экосистем своей
местности.
Лабораторная работа № 7 Моделирование структур и процессов,
происходящих в экосистемах
Лабораторная работа №8 Оценка
антропогенных изменений в природе

»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».