Рабочая программа. Родная литература( русская)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156

Приложение № 3 к АООП ООО
Приказ № 110 от 30.08.2021

Рабочая программа
по учебному предмету «Родная литература (русская)»
уровень: основное общее образование

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература (русская)» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №156;
- Примерной программы по предмету «Литература»;
- Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утвержденной Правительством РФ от 09.04.2016 года № 637-р)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
- Рабочей программы воспитания для уровня основного общего образования МАОУ - СОШ №156

Класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Количество часов за уровень

Количество часов в неделю
0,3
0,3
0,3
0,3

Количество часов в год
10,2
10,2
10,2
10,2
40,8

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное
отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического
характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать
сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

Родная литература (русская):
Предметные результаты изучения учебного предмета Родная литература (русская) отражают:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не

только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Ученик научится:
 аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое
чтение;
 смысловому и эстетическому анализу текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического;
 воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
 осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития, испытывать потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 воспринимать родную литературу как одну из основных национально – культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни.
Ученик получить возможность научиться
 понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения
5 класс

формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для
развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых
для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в
произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством
учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на
вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для
самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов,
начальных умений работы с разными источниками информации.
6 класс

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития
представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне

тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о русском севере и русской зиме;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите
Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о
богатстве русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по
предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства
с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими
способами её обработки и презентации.
8 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской
для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе
национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного
чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными
источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
2.Содержание учебного предмета
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».

Города земли русской
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
Родные просторы
Русский лес
И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ 2
Праздники русского мира
Рождество
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома
Семейные ценности
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души
Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках (1 ч)
Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана (1 ч)
Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Проверочная работа по итогам года
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой

Русские былины: богатыри и богатырство
Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской
Русский Север: Архангельск в русской литературе
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Масленица
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома
Всюду родимую Русь узнаю
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках
Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним
познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Проверочная работа по итогам года
7 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические и лирические
«На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
Города земли русской Сибирский край. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
Родные просторы Русское поле. И. С. Никитин. «Поле».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ Праздники русского мира Пасха.А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (
Русские мастера. В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина На Первой мировой войне, Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война», М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души Долюшка женская, Ф. И. Тютчев. «Русской женщине», Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
О ваших ровесниках Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева», Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная
рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана Такого языка на свете не бывало .Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»

8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»

И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге»
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания

5 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
Название разделов и тем уроков

Виды, формы деятельности

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (3 ч.)
Поочередное чтение текста в парах.
Преданья старины глубокой. Русские народные и литературные
сказки: «Лиса и медведь» (русская народная сказка), К. Г.
Паустовский. «Дремучий медведь».
Чтение текста вслух.
Города земли русской. Москва в произведениях русских писателей:
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…».
Родные просторы. Русский лес: И. С. Соколов-Микитов. «Русский
лес», В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»

Прослушивание чтения текста учителем.

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч.)
Праздники русского мира. Рождество: А. И. Куприн. «Бедный
Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.
принц», И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома. Семейные ценности: И. А. Бунин. «Снежный
бык», В. И. Белов «Скворцы».

Чтение текста литературного произведения про себя.

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (5 ч.)
Не до ордена – была бы Родина. Отечественная война 1812 года: Ф. Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.
Н. Глинка. «Авангардная песнь», Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души. Чувства добрые: К. Г. Паустовский.
«Похождения жука-носорога» (солдатская сказка), Ю.Я. Яковлев.
«Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках. Школьные контрольные: К. И. Чуковский.
«Серебряный герб» (фрагменты), А. А. Гиваргизов. «Контрольный
диктант».
Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь:
И. А. Бунин. «Слово», В. Г. Гордейчев. «Родная речь»
Проверочная работа по итогам года

Рассматривание выставки книг К. Г. Паустовского
Чтение текста вполголоса.
Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.

6 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
1/1

2/1

3/1

4/1
5/1

6/1

7/1

8/1

9/1

10/1

Название разделов и тем уроков

Виды, формы деятельности

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой. Былинные сюжеты и герои в
Прослушивание аудиозаписи чтения литературного
русской литературе: И. А. Бунин. «Святогор и Илья», М. М.
произведения.
Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской. Русский Север - Архангельск в русской
Выборочное чтение отрывков литературного произведения по
литературе: Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша
заданию учителя
Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).
Родные просторы. Стихи русских поэтов о зиме: И. С.
Чтение самого красивого (понравившегося) места в тексте.
Никитин. «Встреча Зимы», А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…», Н. М. Рубцов. «Первый снег».
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Масленица: А. П. Чехов. «Блины»,
Подготовка к краткому пересказу.
Тэффи «Блины».
Тепло родного дома. Всюду родимую Русь узнаю: К. Г.
Комбинированное чтение
Паустовский. «Заботливый цветок», Ю. В. Бондарев. «Поздним
вечером».
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина. Оборона Севастополя:
Чтение текста, пометка непонятных слов.
А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А. Фет
«Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев
«Севастополь».
Загадки русской души. Чудеса нужно делать своими руками: Обсуждение проблемы важности духовного развития
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль», В. П. Астафьев. «Бабушка с
малиной».
О ваших ровесниках. Реальность и мечты: Р. П. Погодин.
Беседа с сопровождением выборочного чтения отрывков текста
«Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»), Е. С. Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке: К. Д.
Чтение отрывка из литературного произведения и подбор
Бальмонт. «Русский язык», Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не звукового оформления к нему.
русский…».
Проверочная работа по итогам года

7 класс

*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
1/1

2/1
3/1

4/1
5/1

6/1

Название разделов и тем уроков

Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой. Русские народные песни:
Прослушивание аудиозаписи чтения литературного
исторические и лирические «На заре то было, братцы, на
произведения.
утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…» .Фольклорные
сюжеты и мотивы в русской литературе.
Города земли русской. Сибирский край. В. Г. Распутин. Выборочное чтение отрывков литературного
«Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
произведения по заданию учителя
Чтение самого красивого (понравившегося) места в
Родные просторы. И. С. Никитин. «Поле».
тексте.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Пасха. А. А. Фет. «Христос
Выразительное чтение.
Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома. Русские мастера. В. А. Солоухин.
Комбинированное чтение
«Камешки на ладони».
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина. На Первой мировой войне. Н. С.
Индивидуальные выступления
Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая
стрекоза».

Загадки русской души. Долюшка женская. Ф. И. Тютчев.
«Русской женщине», Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам
войны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
8/1 О ваших ровесниках. Взрослые детские проблемы А. С.
Игнатова. «Джинн Сева», Н. Н. Назаркин. «Изумрудная
рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!», «Про
личную жизнь»).
9/1 Лишь слову жизнь дана. Такого языка на свете не бывало, Вс.
Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…».
10/1 Проверочная работа по итогам года
7/1

Виды, формы деятельности

Урок-концерт
Беседа с сопровождением выборочного чтения
отрывков текста
Чтение отрывка из литературного произведения и
подбор звукового оформления к нему.

8 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
1/1

2/1

3/1

4/1

5/1

6/1

7/1
8/1
9/1

10/1

Название разделов и тем уроков

Количество часов

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Чтение литературного произведения и рисование
Преданья старины глубокой. Легендарный герой земли
русской Иван Сусанин: П. Н. Полевой. «Избранник Божий»
обложки книги
(глава 23 из романа)
Города земли русской. По Золотому кольцу: Ф. К. Сологуб.
Чтение литературного произведения и рисование
«Сквозь туман едва заметный…», М.А. Кузмин. «Я знаю вас не
обложки книги
понаслышке…», И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль», В. А.
Степанов. «Золотое кольцо».
Выразительное чтение стихотворения наизусть
Родные просторы. Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная
песня), В. С. Высоцкий. «Песня о Волге», В. В. Розанов.
«Русский Нил» (фрагмент).
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Троица: И. А. Бунин. «Троица», С.
Чтение стихотворения, расстановка пауз
А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…», Н. И. Рыленков.
«Возможно ль высказать без слов…», И. А. Новиков. «Троицкая
кукушка».
Тепло родного дома. Родство душ: Ф. А. Абрамов. «Валенки», Чтение литературного произведения по готовому
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести.)
плану.
Тепло родного дома. А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак.
Чтение, деление текста или отрывка литературного
«Радость жизни»
произведения на смысловые части
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина. Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Чтение литературного произведения и определение его
Загадки русской души. Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс», Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей». жанра.
О ваших ровесниках. Пора взросления: Б. Л. Васильев. «Завтра Создание характеристики героя литературного
была война» (главы).
произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста
Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии: Дон Аминадо. «Наука
стихосложения», И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».