Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 3 к АООП ООО
Приказ № 110 от 30.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебный предмет «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
уровень
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе:
-Конституции Российской Федерации
-Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с последующими изменениями);
-ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования) утвержденного Приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020);
-Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №156;
-Программы воспитания для уровня основного общего образования МАОУ-СОШ № 156.
класс
учебных недель
количество часов в неделю
количество часов за учебный год
8
34
1
34
9
33
1
33
количество часов за уровень
135
На учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне основного общего образования предусмотрено всего 67 часов – 1 час
в неделю в расчете на 33 учебные недели в 8 классе и 33 учебные недели в 9 классе.
2
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Личностные результаты:
• формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества
окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• умение планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
• умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее
решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Коммуникативные:
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Познавательные:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать по заданным основаниям и критериям
(например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать
после предварительного анализа причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать
выводы;
• умение применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
3
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе
оказание первой помощи пострадавшим.
Предметные результаты освоения обучающимися программы учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Выпускник научится:
классифицировать и характеризовать с опорой на план условия экологической безопасности;
использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
классифицировать и характеризовать с опорой на план причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых
приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
безопасно использовать бытовые приборы;
безопасно использовать средства бытовой химии;
безопасно использовать средства коммуникации;
классифицировать и характеризовать с опорой на план опасные ситуации криминогенного характера;
знать причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;
безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;
безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;
адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте
(наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном);
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести себя у воды и на воде;
использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;
готовиться к туристическим походам;
4
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;
адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
добывать и очищать воду в автономных условиях;
добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать с опорой на справочный материал мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного
характера;
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
классифицировать с опорой на справочный материал мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного
характера;
безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;
классифицировать с опорой на справочный материал и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия
данных явлений для личности, общества и государства;
классифицировать с опорой на справочный материал мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве) взрывного устройства;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при
проведении мероприятий по освобождению заложников;
классифицировать и характеризовать с опорой на справочный материал основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;
классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;
знать причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
характеризовать с опорой на план безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и
государства;
классифицировать с опорой на справочный материал мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
5
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
безопасно использовать ресурсы интернета;
анализировать состояние своего здоровья;
определять состояния оказания неотложной помощи;
использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
классифицировать средства оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
оказывать первую помощь при ушибах;
оказывать первую помощь при растяжениях;
оказывать первую помощь при вывихах;
оказывать первую помощь при переломах;
оказывать первую помощь при ожогах;
оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;
оказывать первую помощь при отравлениях;
оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
классифицировать и характеризовать с опорой на справочный материал причины и последствия опасных ситуаций в туристических
поездках;
готовиться к туристическим поездкам;
адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
безопасно вести и применять права покупателя;
анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
знать пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать
влияние вредных привычек и факторов на состояние своего здоровья;
характеризовать с опорой на план роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
классифицировать и характеризовать с опорой на справочный материал основные положения законодательных актов, регулирующих
права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
6
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
классифицировать после предварительного анализа основные правовые аспекты оказания первой помощи;
оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
оказывать первую помощь при коме;
оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации,
включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и
проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Тема: Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые
концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила
пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила
поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения
пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре
при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания помощи на воде.
Правила безопасности в туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на
них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество). Элементарные
способы самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Тема: Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы,
бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад, сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели,
цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной
защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на радиационно опасных, химически опасных, пожароопасных и
взрывоопасных, объектах экономики, транспорте, гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной и
коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по сигналу "Внимание всем!". Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
7
Тема: Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная безопасность при
террористических актах и при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при похищении или захвате
в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении массовых
мероприятий.
Тема: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня,
гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных
смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных
путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные
неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая
помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой
помощи при поражении электрическим током.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока
Тема
тема урока
виды и формы деятельности по реализации
Программы воспитания
Основы безопасности личности, общества и государства
количество часов
23 часа
Основы комплексной безопасности
1
Человек и окружающая среда.
Мероприятия по защите населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
2
Предельно допустимые концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве.
3
Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
Обсуждение
8
4
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой
химии, персональными компьютерами и др.
5
Безопасность на дорогах.
6
Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста.
Средства индивидуальной защиты велосипедиста.
7
Пожар его причины и последствия.
8
Правила поведения при пожаре.
9
Первичные средства пожаротушения.
10
Средства индивидуальной защиты.
11
Водоемы.
Правила поведения у воды.
12
Правила оказания помощи на воде.
13
Правила безопасности в туристических походах и поездках.
14
Правила безопасности в туристических походах и поездках.
15
Правила поведения в автономных условиях.
16
Правила поведения в автономных условиях.
17
Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
9
18
Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них.
19
Правила безопасности в ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт)
20
Правила безопасности
мошенничество).
21
Элементарные способы самозащиты.
22
Информационная безопасность подростка.
23
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по «Основы безопасности
личности, общества и государства».
Тема
24
25
26
27
28
в
ситуациях
криминогенного
характера
(карманная
кража,
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Обсуждение
Дискуссия
Круглый стол
11 часов
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (землетрясения,
извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (ураганы, бури,
смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза сильный снегопад).
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (сильный гололед,
метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами, лесные, торфяные и степные
пожары).
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них (эпидемии, эпизоотии
и эпифитотии).
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на
радиационно-опасных, химически опасных объектах экономики).
10
29
30
31
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Правила пользования ими.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на
пожароопасных и взрывоопасных объектах экономики).
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Правила пользования ими.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на
транспорте).
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Правила пользования ими.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них (аварии на
гидротехнических сооружениях).
Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Правила пользования ими.
32
Действия по сигналу «Внимание всем!».
33
Эвакуация населения и правила поведения при эвакуации.
34
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме «Защита населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций».
Тема
Круглый стол
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
35
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности личности и общества.
Пути и средства вовлечения подростка в террористическую, экстремистскую и наркотическую
деятельность.
36
Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.
37
Личная безопасность при террористических актах.
9 часов
Дискуссия
Обсуждение
11
38
Личная безопасность при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при
взрыве).
39
Личная безопасность при похищении или захвате в заложники.
40
Личная безопасность при проведении мероприятий по освобождению заложников.
41
Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Обсуждение
Дискуссия
42
Личная безопасность при посещении массовых мероприятий.
Обсуждение
Дискуссия
43
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации».
Раздел
Тема
«Основы
Круглый стол
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
24 часа
Основы здорового образа жизни
5 часов
44
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Обсуждение.
Дискуссия.
45
Составляющие и факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня,
гигиена).
Обсуждение.
Дискуссия.
46
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания употребление алкоголя и
наркотических веществ, курение табака и курительных смесей), их влияние на здоровье.
Обсуждение.
Дискуссия.
47
Профилактика вредных привычек и их факторов.
Обсуждение.
Дискуссия.
48
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме «Основы здорового
образа жизни».
Круглый стол
Тема
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
19 часов
12
49
Основы оказания первой помощи.
50
Первая помощь при наружном кровотечении.
51
Первая помощь при внутреннем кровотечении.
52
Извлечение инородного тела из верхних дыхательных путей.
53
Первая помощь при ушибах и растяжениях.
54
Первая помощь при вывихах и переломах.
55
Первая помощь при ожогах.
56
Первая помощь при отморожениях и общем переохлаждении.
57
Основные неинфекционные заболевания, их профилактика.
58
Основные инфекционные заболевания, их профилактика.
59
Первая помощь при отравлениях.
60
Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе.
61
Первая помощь при укусе насекомых и змей.
62
Первая помощь при укусе насекомых и змей.
Обсуждение
13
63
Первая помощь при остановке сердечной деятельности.
64
Первая помощь при остановке сердечной деятельности.
65
Первая помощь при коме.
66
Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
67
Выявление и изучение уровня и качества подготовки обучающихся по теме
медицинских знаний и оказание первой помощи».
«Основы
Круглый стол
8-9 классы
количество часов,
отводимых на изучение каждой темы
тема
Основы безопасности личности, общества и государства
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
всего учебных часов за 8-9 классы
23
11
9
5
19
67
Распределение между 8 и 9 классами тем и количества часов, отводимых на изучение каждой темы:
8 класс
тема
количество часов,
14
отводимых на изучение каждой темы
Основы безопасности личности, общества и государства
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
23
11
всего учебных часов за 8 класс
34
9 класс
тема
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
всего учебных часов за 9 класс
количество часов,
отводимых на изучение каждой темы
9
5
19
33
15