Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156
Приложение № 3 к ООП ООО
Приказ № 110 от 30.08.2021
Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
уровень: основное общее образование
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №156
- Примерной программой по учебному предмету «Музыка»
Рабочей программы воспитания для уровня основного общего образования МАОУ СОШ №156.
Класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Количество часов за уровень
Количество часов в неделю
1
1
1
1
Количество часов в год
34
34
34
34
136
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание соей этнической и национальной принадлежности на
основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на
основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
--нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать
характерные черты музыки разных композиторов;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с использованием справочной информации;
иметь представление об основном принципе построения и развития музыки;
иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
иметь представление о значении народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа;
ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки.
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору;
воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира;
перечислять примеры народных музыкальных инструментов и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы
с использованием справочной информации;
иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки;
иметь представление о специфике воплощения народной музыки в произведениях композиторов;
иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада);
определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных);
различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый;
определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации;
перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, с использованием справочной информации;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке с использованием справочной информации;
иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта), симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата,
концерт и т.п.) с использованием справочной информации;
иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный распев);
различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных);
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса с использованием визуальной опоры;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) с использованием визуальной опоры;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с использованием справочной информации;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов с использованием справочной информации;
эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения;
иметь представление об особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
иметь представление об интерпретации классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки с использованием справочной информации;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
различать средства выразительности разных видов искусств;
иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности);
понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения;
узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад);
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных
стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего
мира, математики и др.).
2. Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические,
эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины
природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи
Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов
к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И.
Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской
классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал,
мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX
века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов,
Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной
культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие
музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в
национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов
1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5. Э. Артемьев. «Мозаика».
6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль
минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор
(«12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для
скрипки соло.
7. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
9. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с
орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу
красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).
20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1),
«Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года»
(«Весна», «Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия».
23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II
д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из
II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и
Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина).
«Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
33. Знаменный распев.
34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «Ave Maria».
38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный»
(сл. И. Векшегоновой).
39. В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48. Д. Мийо. «Бразилейра».
49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада»
(Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами,
совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды»
(сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль
диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей,
Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог:
Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки
«Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А.
Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого
«Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет
на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.
68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты по выбору учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по
выбору учителя).
71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова
«Маскарад» (Галоп, Вальс).
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).
74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6.
Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» №
8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И.
Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
84. А. Эшпай. «Венгерские напевы».
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания
1.
2.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Темы
5 класс
Музыка и литература
Музыка и изобразительное искусство
6 класс
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Мир образов камерной и симфонической музыки
7 класс
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа
Отечественна и зарубежная музыка ХХ века
Современна популярная музыка
Современная музыкальная жизнь
8 класс
Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство
Виды искусства
Современные технологии в искусстве
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
17
17
17
17
7
10
10
7
4
18
12
5 КЛАСС
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
Тема
п/п
Раздел №1. Музыка и литература.
Что роднит музыку с литературой. Интонационно-образная,
1
жанровая, стилевая основа музыки.
Виды и формы деятельности
Фронтальный опрос, жанрово - стилевой разбор прослушанных музыкальных произведений: определение
характера и настроения музыкальных произведений.
Количество
часов
15
1
2
Вокальная музыка.
3
Фольклор в музыке русских композиторов.
4
5
6
7
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни.
Вокальная и инструментальная музыка.
Всю жизнь мою несу родину в душе. Музыкально-пластическое
движение. Хоровое и сольное пение.
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Мир композитора
Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках
Звать через прошлое к настоящему
Музыкальная живопись и живописная музыка
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка.
22
23
Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте.
24
25
26
Импрессионизм в музыке и живописи
О подвигах, о доблести, о славе…
В каждой мимолетности вижу я миры
Исполнение и разыгрывание народных песен.
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.
Инсценирование песен.
Исполнение и инсценирование народных песен, выражение своих впечатлений в пении, игре пластикой рук,
ритмическими хлопками.
1
1
1
1
1
1
Сообщения детей, просмотр видеороликов.
1
2
2
1
2
Коллективное обсуждение.
19
1
2
1
1
1
1
1
1
1
Инсценирование песен.
1
1
Сообщения детей, просмотр видеороликов.
Сообщения детей, просмотр видеороликов.
2
1
1
27
Мир композитора
Слушание и исполнение произведений.
1
28
С веком наравне.
Концерт-отчет.
1
34
ИТОГО
Тематическое планирование «Музыка» 7 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
Тема урока
Виды и формы деятельности*
урока
Раздел №1 Особенности драматургии сценическоймузыки (16ч.)
1
7
Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные,
жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства.
Музыкальная драматургия-развитие музыки.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной
деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной
музыки.
«Музыкальная гостиная» - работа в группах
В музыкальном театре.Опера
Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознаОпера «Иван Сусанин».
вать) интонационно-смысловое содержание музыкальныхпроизведений, осоНовая эпоха в русской музыке. Судьба человече- бенности музыкального языка, музыкальной
ская – судьба народная. Родина моя! Русская драматургии, средства музыкальной выразительности.
земля
В концертном зале. Симфония. Симфония
Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
№40 В.А. Моцарта.
исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретаЛитературные
страницы.
«Улыбка» ции. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
Р.Брэдбери.
«Минута славы» - творческий конкурс
Симфония №5 Л. Бетховена
8
Героическая тема в музыке.
1
9
В музыкальном театре. Балет
1
2
3
4
5
6
Классика и современность.
Количество
часов
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем
искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Устные выступления обучающихся на тему «Героизм в музыке»
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, ис-
1
1
1
1
1
1
1
10
11
13
14
15
16
пользуя приемы пластического интонирования, музыкально- ритмического
движения, импровизации. Использовать различные формыиндивидуального,
группового и коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Виртуальная экскурсия по мировым театрам оперы и балета
Камерная музыка
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык
произведений мирового музыкального искусства Самостоятельно исследоВокальный цикл
вать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских
коллективов Собирать коллекции классических произведений Проявлять
творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов,
фестивалей в классе, в школе и т.п.
«Сценарий музыкального конкурса» - работа в парах
Инструментальная музыка. «История одного Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
инструмента»
Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими
Этюд.Транскрипция
школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. ИспольПрелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с ор- зовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.
кестром А. Хачатуряна
«Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита
1
1
1
1
1
1
Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры (18ч.)
Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки.
«Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к ра18
дости. Литературные страницы.
«Могила Баха» Д. Гранина«Всенощное бдение»
19
С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени».
20
Литературные страницы.
«Христова Вселенная»И. Шмелева
21-22 Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».
17
23
Вечные темы. Главные образы
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей,выявлять
интонационные связи.
Круглый стол « Музыка разных религий»
1
1
1
1
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в
музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки
и пр.
Просмотр фильма, оперы, обсуждение.
2
1
24
25
Светская музыка.Соната.
Соната №8 («Патетическая»)Л.
Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11В.-А.
Моцарта
Рапсодия в стиле блюзДж. Гершвина
28
Симфоническая картина.
«Праздненства» К.Дебюсси.
Симфония №1.В. Калинникова Картинная галерея
Музыка народов мира.
29
Международные хиты.
26
27
30-31 Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова
32-33 Исследовательский проект
34
«Пусть музыка звучит». Обобщающий урок
Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы
и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанровостилистические особенности музыкальных произведений
1
Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и
взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного(хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизнив
отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную
деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны
1
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных
сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса,
школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших
школьников и др.)Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения
(театры оперы и балета, концертные залы, музеи
«Музыкальная гостиная» - игра
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Афиша концертных выступлений – работа в парах
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного(
хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов. Участвовать в музыкальной жизни школы,города, страны .
Просмотр оперы.
Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и
отечественных композиторов. Находить в музыкально-образовательном
пространстве сети Интернетаранжировки известных классических (русских и зарубежных)
музыкальных произведений.
Итоговый концерт.
1
всего
Тематическое планирование «Музыка» 8 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
1
1
1
2
2
1
34
№
урока
Тема урока
Виды и формы деятельности*
Раздел №1
1
Классика в нашей жизни.
2
В музыкальном театре.
Опера. Опера Мусоргского «БорисГодунов»
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве
(монолог Бориса, сцена коронации,
хор Расходилась,разгулялась…)
В музыкальном театре.Балет. Балет
«Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Перваябитва с половцами».
«Плач Ярославны».«Молитва»
3
4
5-6
7-8
9
10
11
12
13
14
Количество часов
Классика и современность (16ч.)
Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейногодосуга Понимать закономерности и приемы развития музыки,
особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие
происходящих в нем явлений и событий
1
Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения,выводы
и обобщать.
Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого, общечеловеческого.
«Театральные зарисовки» - выставка работ
В музыкальном театре.Мюзикл. Рок-опера.
Находить и классифицировать информацию о музыке, ее создателях иисполЧеловек есть тайна. Рок-опера «Преступление и нителях, критически ее оценивать.
Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, санаказание»
мостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Просмотр оперы
Мюзикл
Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной
«Ромео и Джульетта»: отненависти до любви» музыкальной классики и ее значение для развития мировоймузыкальной
культуры. Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективноМузыкальные зарисовкидля большого
го,ансамблевого, сольного).
симфонического оркестра.
Обсуждение темы любви по произведению «Ромео и Джульетта»
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена
«Пер Гюнт».
«Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизскаясказка
». Образы
«Гоголь-сюиты»
Музыка в кино. Ты отправишься в путь,
Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком
других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого
чтобы зажечь день…Музыка к фильму
«Властелин колец». История музыкального ки- анализа фрагментов симфоний
нематографа
В концертном зале. Симфония: прошлое и
Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск
настоящее. Симфония
информации о симфониях и их создателях в Интернете, переписывать (ска-
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
№8(«Неоконченная») Ф Шуберта.
15
16
Симфония
№5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева.
Музыка-это огромный мир,
окружающий человека
чивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки
и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?»
1
1
Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке (18ч.)
17
18
19
20
21
22
23
Музыканты извечныемаги. И снова в
музыкальном театре…Опера «Порги и
Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин
Развитие традиций оперного спектакля.
Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе.
Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах,выражать свое отношение в письменных высказываниях.Расширять
представления об ассоциативно-образных связях муз Раскрывать
драматургию развития музыкальных образов симфоническоймузыки
на основе формы сонатного allegro. Расширять представления обассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства
Диспут на тему «Драматургия в музыке»
Портреты великих исполнителей ЕленаОбразцо- Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургическогоразва.
вития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.
Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы. Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей.
Устные выступления обучающихся о великих мастерах музыки
Портреты великих исполнителей. Майя
Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять
Плисецкая.
представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять
Балет «Кармен- сюита»(фрагменты) Р.Щедрин особенности драматургии классической оперы.Проявлять стремление к
продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать
(или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по
поводу различных явлений в музыке и других видах искусства.
Современный
Понимать художественный язык, особенности современной музыкальнойдрамузыкальный театр. Великие мюзиклы мира.
матургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.
Анализировать особенности интерпретации произведений различныхжанров
Классика в современнойобработке.
и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть
границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их.
1
1
1
1
1
1
1
Эмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и
особенности развития музыкального материала инструментальносимфонической музыки.
Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусствана
25
основе анализа музыкальных образов.
26
«Письмо к Богу» неизвестного солдата
Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства.
«Музыка войны» - музыкальная мастерская.
27
Музыка в храмовом синтезе искусств
Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осозна28
Литературные страницы.Стихи русских поэтов. вать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности.Самостоятельно осуще29
Галерея религиозных образов. Неизвестный
ствлять музыкально-практическую, творческуюдеятельность: пение, игра на
Свиридов
музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирова30
«О России петь-что стремиться в
ние, музыкально-ритмические
храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хородвижения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов мувойцикл «Песнопения и молитвы» (фрагмензыкальных спектаклей, программных сочинений
ты).Г. Свиридов
Творческая мастерская «Храмы разных религий» - работа в группах.
31
Свет фресок Диониссия-миру(«Фрески Диониссия»). Р. Щедрин).
32
Музыкальные завещанияпотомкам («Гейлигенштадское завещание Л.
Бетховена». Р. Щедрин
33-34 Исследовательский проект «Пусть музыка зву- Презентация проектов обучающихся
чит»
24
В концертном зале.Симфония №7 («Ленинградская»)(фрагменты) Д.
Шостакович. История создания симфонии
Литературные страницы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2