Рабочая программа. Музыка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156

Приложение № 4 к ООП ООО
Приказ № 110 от 30.08.2021

Рабочая программа
по учебному предмету «Музыка»
уровень: основное общее образование

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №156
- Примерной программой по учебному предмету «Музыка»
- Рабочей программы воспитания для уровня основного общего образования МАОУ СОШ №156.
Класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
Количество часов за уровень

Количество часов в неделю
1
1
1
1

Количество часов в год
34
34
34
34
136

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе
на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как
средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебного предмета «Музыка» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе
реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в
том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической
реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
9.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД

11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение. Обучающийся сможет:
 - определять возможные роли в совместной деятельности;
 - играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
 распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:



целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:
 понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
 анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
 определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
 понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
 различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
 различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
 производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
 понимать основной принцип построения и развития музыки;
 анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;
 понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
 определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
 понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
 понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
 распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
 определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
 узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
 выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;

 различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
 называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония,
кантата, концерт и т.п.);
 узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
 определять тембры музыкальных инструментов;
 называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
 определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
 владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
 узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
 определять характерные особенности музыкального языка;
 эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
 анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
 анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
 творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
 выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
 анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
 различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
 определять характерные признаки современной популярной музыки;
 называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
 анализировать творчество исполнителей авторской песни;
 выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
 находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
 сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
 понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
 находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
 понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
 называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
 определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
 владеть навыками вокально-хорового музицирования;
 применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
 творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
 участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
 размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
 передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;

 проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
 понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
 эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
 приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских
коллективов;
 применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
 обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
 использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных
стран мира;
 понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
 понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
 определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
 распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
 различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
 исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
 активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего
мира, математики и др.).
2. Содержание учебного предмета
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические,
эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины
природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки.
Народное музыкальное творчество

Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи
Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов
к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И.
Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской
классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал,
мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX
века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов,
Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.). Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.) классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры музыкальной
культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора. Воздействие
музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения картины мира в
национальных музыкальных культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов

1. Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2. Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).
3. Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
4. Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5. Э. Артемьев. «Мозаика».
6. И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для ф-но Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга соль
минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор
(«12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор «Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «Agnus Dei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита № 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для
скрипки соло.
7. И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
8. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
9. Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена драки).
10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части). Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с
орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра. Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I д., Сегедилья, Сцена гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога «Солнцу
красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова).
20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1),
«Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года»
(«Весна», «Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV часть.
22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия».
23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из II
д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор «Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка из
II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д., хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и

Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»). «Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина).
«Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст. Н. Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых напев», Мелодия, Хор фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг, «Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
33. Знаменный распев.
34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «Ave Maria».
38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край тополиный»
(сл. И. Векшегоновой).
39. В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть, Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48. Д. Мийо. «Бразилейра».
49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское плавание, Галоп).
50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная серенада»
(Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.). Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verum corpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина» (Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).

53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения певцами и хорами,
совместно с инструментами и магическими изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabat mater» (фрагменты по выбору учителя).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс). Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч. Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей, Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище). Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние воды»
(сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли). Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор, соль
диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы, хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления лебедей,
Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера «Снегурочка» (Пролог:
Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.), Сцена таяния Снегурочки
«Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»). Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема» («Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к повести А.
Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме А. Толстого
«Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе, Фокусник играет
на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для оркестра.
68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия, другие фрагменты по выбору учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по
выбору учителя).
71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная). Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М. Лермонтова
«Маскарад» (Галоп, Вальс).
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).

74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин». Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал). Симфония № 6.
Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита № 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке», «Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» №
8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова). «Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель (№ 4),Чиновники (№ 5).
78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст. И.
Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
84. А. Эшпай. «Венгерские напевы».
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания

1.
2.
1.
2.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.

Темы
5 класс
Музыка и литература
Музыка и изобразительное искусство
6 класс
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Мир образов камерной и симфонической музыки
7 класс
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа
Отечественна и зарубежная музыка ХХ века
Современна популярная музыка
Современная музыкальная жизнь
8 класс
Искусство как духовный опыт человечества. Народное искусство
Виды искусства
Современные технологии в искусстве

Количество часов
17
17
17
17
7
10
10
7
4
18
12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
Тема
п/п
Раздел №1. Музыка и литература.
Что роднит музыку с литературой. Интонационно-образная,
1
жанровая, стилевая основа музыки.

2

Вокальная музыка.

3

Фольклор в музыке русских композиторов.

4
5
6
7

Жанры инструментальной и вокальной музыки
Вторая жизнь песни.
Вокальная и инструментальная музыка.
Всю жизнь мою несу родину в душе. Музыкально-пластическое
движение. Хоровое и сольное пение.

8
9
10
11
12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл Мир композитора
Раздел№2 Музыка и изобразительное искусство
Что роднит музыку с изобразительным искусством
Небесное и земное в звуках и красках
Звать через прошлое к настоящему
Музыкальная живопись и живописная музыка
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве

13
14
15
16
17
18

Виды и формы деятельности
Фронтальный опрос, жанрово - стилевой разбор прослушанных музыкальных произведений: определение
характера и настроения музыкальных произведений.
Исполнение и разыгрывание народных песен.
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека.
Инсценирование песен.
Исполнение и инсценирование народных песен, выражение своих впечатлений в пении, игре пластикой рук,
ритмическими хлопками.
Сообщения детей, просмотр видеороликов.
Сообщения детей, просмотр видеороликов.
Сообщения детей, просмотр видеороликов.

Количество
часов
15
1

1
1

1
1
1
1

1
2
2
1
2
19
1
2
1
1
1
1

19
20
21

Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира
Образы борьбы и победы в искусстве
Застывшая музыка.

Коллективное обсуждение.

1
1
1

22
23

Полифония в музыке и живописи
Музыка на мольберте.

Инсценирование песен.

1
1

24
25
26
27

Импрессионизм в музыке и живописи
О подвигах, о доблести, о славе…
В каждой мимолетности вижу я миры
Мир композитора

Слушание и исполнение произведений.

2
1
1
1

28

С веком наравне.

Концерт-отчет.
ИТОГО

1
34

Тематическое планирование «Музыка» 7 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
Тема урока
Виды и формы деятельности*
урока
Раздел №1 Особенности драматургии сценическоймузыки (16ч.)
1
2

3
4

Классика и современность.

Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные,
жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства.
Музыкальная драматургия-развитие музыки.
Совершенствовать представление о триединстве музыкальной
деятельности (композитор-исполнитель-слушатель)
Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной
музыки.
«Музыкальная гостиная» - работа в группах
В музыкальном театре.Опера
Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознаОпера «Иван Сусанин».
вать) интонационно-смысловое содержание музыкальныхпроизведений, осоНовая эпоха в русской музыке. Судьба человече- бенности музыкального языка, музыкальной
ская – судьба народная. Родина моя! Русская драматургии, средства музыкальной выразительности.
земля

Количество
часов
1
1

1
1

7

В концертном зале. Симфония. Симфония
№40 В.А. Моцарта.
Литературные
страницы.
«Улыбка»
Р.Брэдбери.
Симфония №5 Л. Бетховена

8

Героическая тема в музыке.

5
6

9

10
11

13
14
15
16

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и
исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
«Минута славы» - творческий конкурс

1

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и
изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем
искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Устные выступления обучающихся на тему «Героизм в музыке»
В музыкальном театре. Балет
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально- ритмического
движения, импровизации. Использовать различные формыиндивидуального,
группового и коллективного музицирования.
Решать творческие задачи.
Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.
Виртуальная экскурсия по мировым театрам оперы и балета
Камерная музыка
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык
произведений мирового музыкального искусства Самостоятельно исследоВокальный цикл
вать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских
коллективов Собирать коллекции классических произведений Проявлять
творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов,
фестивалей в классе, в школе и т.п.
«Сценарий музыкального конкурса» - работа в парах
Инструментальная музыка. «История одного Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
инструмента»
Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими
Этюд.Транскрипция
школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. ИспольПрелюдия. Концерт.Концерт для скрипки с ор- зовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.
кестром А. Хачатуряна
«Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита

1

1
1

1

1
1

1
1
1
1

Раздел №2 Основные направления музыкальной культуры (18ч.)
17
18

Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки.
«Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей,выявлять
интонационные связи.
Круглый стол « Музыка разных религий»

1
1

«Могила Баха» Д. Гранина«Всенощное бдение»
С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени».
20
Литературные страницы.
«Христова Вселенная»И. Шмелева
21-22 Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».
Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в
музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, му23
Вечные темы. Главные образы
зыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).
Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки
и пр.
Просмотр фильма, оперы, обсуждение.
24
Светская музыка.Соната.
Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы
Соната №8 («Патетическая»)Л.
и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанровоСоната №2 С. Прокофьева. Соната №11В.-А.
стилистические особенности музыкальных произведений
Моцарта
25
Рапсодия в стиле блюзДж. Гершвина
Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и
взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного(хорового и
инструментального) воплощения различных художественных образов
26
Симфоническая картина.
Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизнив
«Праздненства» К.Дебюсси.
отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную
27
Симфония №1.В. Калинникова Картинная гале- деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны
рея
28
Музыка народов мира.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных
сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса,
школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших
школьников и др.)Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения
(театры оперы и балета, концертные залы, музеи
«Музыкальная гостиная» - игра
29
Международные хиты.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Афиша концертных выступлений – работа в парах
30-31 Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного(
хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов. Участвовать в музыкальной жизни школы,города, страны .
Просмотр оперы.
19

1
1
2
1

1

1

1
1
1

1

2

32-33 Исследовательский проект

34

«Пусть музыка звучит». Обобщающий урок

Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и
отечественных композиторов. Находить в музыкально-образовательном
пространстве сети Интернетаранжировки известных классических (русских и зарубежных)
музыкальных произведений.
Итоговый концерт.

всего

Классика в нашей жизни.

2

В музыкальном театре.
Опера. Опера Мусоргского «БорисГодунов»
Новая эпоха в русском музыкальном искусстве
(монолог Бориса, сцена коронации,
хор Расходилась,разгулялась…)
В музыкальном театре.Балет. Балет
«Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Перваябитва с половцами».
«Плач Ярославны».«Молитва»

3

4
5-6

7-8
9
10

1
34

Тематическое планирование «Музыка» 8 класс
*Учет рабочей программы воспитания выделен курсивом
№
Тема урока
Виды и формы деятельности*
урока
Раздел №1 Классика и современность (16ч.)
1

2

Количество часов

Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейногодосуга Понимать закономерности и приемы развития музыки,
особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие
происходящих в нем явлений и событий

1

Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения,выводы
и обобщать.
Распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общезначимого, общечеловеческого.
«Театральные зарисовки» - выставка работ
В музыкальном театре.Мюзикл. Рок-опера.
Находить и классифицировать информацию о музыке, ее создателях иисполЧеловек есть тайна. Рок-опера «Преступление и нителях, критически ее оценивать.
Определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать жанры, санаказание»
мостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Просмотр оперы
Мюзикл
Осознавать духовно-нравственную ценность шедевров русской и зарубежной
«Ромео и Джульетта»: отненависти до любви» музыкальной классики и ее значение для развития мировоймузыкальной
культуры. Совершенствовать умения и навыки музицирования (коллективноМузыкальные зарисовкидля большого
го,ансамблевого, сольного).
симфонического оркестра.
Обсуждение темы любви по произведению «Ромео и Джульетта»
Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена

1

1

1
2

2
1
1

«Пер Гюнт».
11
12
13

14

15

16

«Гоголь-сюита».Из музыки к спектаклю «Ревизскаясказка
». Образы
«Гоголь-сюиты»
Музыка в кино. Ты отправишься в путь,
Идентифицировать термины и понятия музыки с художественным языком
других искусств в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого
чтобы зажечь день…Музыка к фильму
«Властелин колец». История музыкального ки- анализа фрагментов симфоний
нематографа
В концертном зале. Симфония: прошлое и
Использовать информационно-коммуникационные технологии (вести поиск
настоящее. Симфония
информации о симфониях и их создателях в Интернете, переписывать (ска№8(«Неоконченная») Ф Шуберта.
чивать) полюбившиеся фрагменты с целью пополнения домашней фонотеки
и подготовки проекта «Есть ли у симфонии будущее?»
Симфония
№5 П. Чайковского. Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева.
Музыка-это огромный мир,
окружающий человека

1
1
1

1

1

1

Раздел №2 Традиции и новаторство в музыке (18ч.)
17

18

19

20
21

Музыканты извечныемаги. И снова в
музыкальном театре…Опера «Порги и
Бесс»(фрагменты) Дж.Гершвин
Развитие традиций оперного спектакля.
Опера «Кармен» (фрагменты) Ж. Бизе.

Участвовать в дискуссиях, размышлениях о музыке и музыкантах,выражать свое отношение в письменных высказываниях.Расширять
представления об ассоциативно-образных связях муз Раскрывать
драматургию развития музыкальных образов симфоническоймузыки
на основе формы сонатного allegro. Расширять представления обассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства
Диспут на тему «Драматургия в музыке»
Портреты великих исполнителей ЕленаОбразцо- Воспринимать контраст образных сфер как принцип драматургическогоразва.
вития в симфонии. Рассуждать о содержании симфоний разных композиторов.
Вести дискуссию, осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы, используя интернет-ресурсы. Размышлять о традициях и новаторстве в произведениях разных жанров и стилей.
Устные выступления обучающихся о великих мастерах музыки
Портреты великих исполнителей. Майя
Оперировать терминами и понятиями музыкального искусства. Расширять
Плисецкая.
представления об оперном искусстве зарубежных композиторов. Выявлять
Балет «Кармен- сюита»(фрагменты) Р.Щедрин особенности драматургии классической оперы.Проявлять стремление к

1

1

1

1
1

продуктивному общению со сверстниками, учителями; уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать
(или опровергать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по
поводу различных явлений в музыке и других видах искусства.
22
Современный
Понимать художественный язык, особенности современной музыкальнойдрамузыкальный театр. Великие мюзиклы мира.
матургии как новаторского способа подачи литературных сюжетов.
Анализировать особенности интерпретации произведений различныхжанров
23
Классика в современнойобработке.
и стилей. Оценивать современные исполнительские интерпретации классической музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций; видеть
границы между новаторскими тенденциями, развивающими традиции и разрушающими их.
24
В концертном зале.Симфония №7 («ЛеЭмоционально и осознанно воспринимать образное содержание и
нинградская»)(фрагменты) Д.
особенности развития музыкального материала инструментальноШостакович. История создания симфонии
симфонической музыки.
Устанавливать ассоциативно-образные связи явлений жизни и искусствана
25
Литературные страницы
основе анализа музыкальных образов.
26
«Письмо к Богу» неизвестного солдата
Выражать личностное отношение, уважение к прошлому и настоящему страны, воссозданному в разных видах искусства.
«Музыка войны» - музыкальная мастерская.
27
Музыка в храмовом синтезе искусств
Уважительно относиться к религиозным чувствам, взглядам людей; осозна28
Литературные страницы.Стихи русских поэтов. вать значение религии в развитии культуры и истории, в становлении гражданского общества и российской государственности.Самостоятельно осуще29
Галерея религиозных образов. Неизвестный
ствлять музыкально-практическую, творческуюдеятельность: пение, игра на
Свиридов
музыкальных инструментах, включая синтезатор, пластическое интонирова30
«О России петь-что стремиться в
ние, музыкально-ритмические
храм…».Запевка, слова И. Северянина. Хородвижения, свободное дирижирование, инсценировка песен и фрагментов мувойцикл «Песнопения и молитвы» (фрагмензыкальных спектаклей, программных сочинений
ты).Г. Свиридов
Творческая мастерская «Храмы разных религий» - работа в группах.
31
Свет фресок Диониссия-миру(«Фрески Диониссия»). Р. Щедрин).
32
Музыкальные завещанияпотомкам («Гейлигенштадское завещание Л.
Бетховена». Р. Щедрин
33-34 Исследовательский проект «Пусть музыка зву- Презентация проектов обучающихся
чит»

1
1

1

1
1

1
1
1
1

1
1

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».